Виктория Витольдовна Ярмушевская:
«Хочу быть первой»

В Московском дворце пионеров Виктория Витольдовна Ярмушевская стала тем человеком, который поднял направление художественной гимнастики на новую высоту. 53 года Виктория Витольдовна работает во дворце, из них 26 лет она была старшим тренером по художественной гимнастике. Яркая, амбициозная, целеустремленная, энергичная, она умеет профессионально подготовить и мотивировать спортсменок на выступления, на получение разряда, на победу. Она подготовила 48 мастеров спорта, ее подопечные десятки раз становились призерами соревнований различного уровня.



Крылья спортивной и художественной гимнастики
…Я выросла в величайшей школе «Крылья Советов». Она начиналась из ничего, из великого энтузиазма. Обручи и ленты делали сами, в первые годы занятия проходили в подвале. Из недавних ярких достижений этой великой школы — самая юная серебряный призер Олимпийских игр, одиннадцатикратная чемпионка мира Яна Кудрявцева, воспитанница Елены Карпушенко. В мое время в «Крыльях» педагогом работала тренер сборной Советского Союза Мария Вартановна Лисициан, которая готовила правительственные выступления и вложила много сил в создание сборной Советского Союза по художественной гимнастике. Первые шаги советская художественная гимнастика делала в бывшей церкви около метро «Динамо», первые будущие советские чемпионки тренировались там… Моя подруга Зинаида Николаевна Чагина, заслуженный тренер, рассказывала мне, как она сама красила купальники: их шили из футболок и потом красили, укрепляя краску уксусом. От пота краска сходила, и тела спортсменок все время были черными… Булавы строгали знакомые столяры. Несмотря на все это, было огромное вдохновение заниматься, невероятное желание слушать музыку, слышать тренера. Портрет Марии Вартановны стоит у нас на входе в отделение художественной гимнастики рядом с известными гандболистами. Я хочу, чтобы дети знали и помнили ее.
Тамара Вартановна Лисициан, тренер детской спортивной школы, полненькая, зажигательная, давала не просто разминку на полу, она танцами нас приводила в чувство. Медленный русский, быстрый гопак, белорусская бульба, молдавеняска и жок, грузинский танец, быстрая мазурка и медленный полонез, испанская тарантелла — это была обязательная разминка.
Если Лисициан бралась поставить программу, считай, ты выиграла в лотерею. Мне она тоже помогала, хотя я была вздорная и с огромным самомнением.
К опоре мы вставали мокрые, с широко открытыми глазами. Мы забывали о том, что тренировка началась в семь вечера, что мы приехали в плохую погоду и транспорта не было, что мы бежали в мороз по три остановки от Белорусского вокзала до «Крыльев Советов». Мы ездили на тренировки сами, начиная с 8-9 лет, из новых районов на автобусах до метро, в метро по 10‒15 остановок с пересадками — нас ничего не смущало, так хотелось заниматься.
Я была высокая и сначала занималась спортивной гимнастикой, в то время были в моде высокие гимнастки. Из 32 девочек меня выбрала и тренировала Екатерина Васильевна Клинчук. Все шло хорошо, но из спортивной гимнастики пришлось уйти: упала с бревна с травмами. Да и мода на высоких гимнасток сошла — теперь обращали внимание на девочек, похожих на Ларису Петрик, Олю Корбут и Наташу Кучинскую, которая все перевернула в спортивной гимнастике: женственная, искрометная, красивая. Мама у нее была тренером по художественной гимнастике, что давало ей дополнительное преимущество.
После восстановления, примерно в шестом классе, я оказалась в художественной гимнастике. Мне стыдно до сих пор, что я пришла в этот вид спорта, ничего не зная о нем, не умея держать предмет, не зная хореографии. А поучиться было у кого! Нина Ивановна Повитухина, как и большинство тренеров «Крыльев…», была воспитанницей этой школы и просто очень красивой женщиной. Женственная, с прической «французская булочка», высокая, она нам давала танцевальную разминку. Но понимание ценности людей, которые с нами работали, пришло не сразу. Мне сказали на спортивной гимнастике: «Вика, ты придешь в художественную и будешь чемпионкой мира». Я поверила и вела себя соответственно, хотя была нескладная, нескоординированная, нетанцевальная. Когда вставала из-за рояля Нонна Ивановна Барщевская и говорила на репетиции спортсменке: «Ниночка, ты подснежник, ты просыпаешься, твоя рука протягивается словно из снега!», ‒ я громче всех бескультурно хохотала. Наши превосходные тренеры, моя бесконечная благодарность им! Они пережили с нами многое.
В «Крыльях Советов» также действовала сильная секция бокса. Ребята ‒ боксеры и борцы были, разумеется, для нас дополнительной движущей силой. В этот период хотелось казаться лучше, чем ты создана, и мы бегали в туалет за водой, чтобы лишний раз показать свои фигуры в купальниках.
И, конечно, хотели развиваться дальше: дома смотрели балеты по телевизору ‒ ведь надо научиться новому, надо удивлять и побеждать!
В «ГЦОЛИФКе», институте физкультуры, у нас были именитые педагоги: лауреат Ленинской премии, профессор анатомии Иваницкий, лауреат Ленинской премии, профессор спортивных сооружений Поликарпов. Они научили меня дисциплине, организации труда, это очень помогло в жизни. В 1971 году я закончила институт физкультуры, уже будучи мастером спорта. В институте мной гордилась заслуженный тренер Мария Григорьевна Новик. Все-таки я была очень трудолюбивая: не вылезала из зала, очень любила гимнастику и точно знала, что буду тренером. Была готова бесконечно развиваться. Тогда не было столько информации в доступе: из газет вырезались черно-белые фотографии гимнасток, все их достижения пристально изучались. При первой возможности ходила в консерваторию, старалась внимательно, в лучшем исполнении услышать музыку, которую могла бы использовать в работе.
Его величество случай
Во дворец я попала случайно. Распределение у меня было в «Крылья Советов» и в «Спартак». В «Крылья» я в итоге не пошла: новый тренер Нина Иосифовна Суворова дала моей душе очень много, но мою энергетику она недооценила.
А из дворца мне позвонила Таня Мелехина, однокурсница по институту, тренер спортивной гимнастики дворца пионеров: ухожу в декрет на два месяца, помоги. Приняли меня здесь великолепно. Я до сих пор благодарна тем, кто закладывал основы художественной гимнастики во дворце, и среди них Долгова Александра Алексеевна. Тогда почти весь зал занимала спортивная гимнастика, а художественная приходила на оставшиеся время и площади: художественная в 1970-х годах еще не была олимпийским видом спорта, а это означало маленькое количество часов, мало тренеров, не тот размах площадок.
Главным тренером спортивной гимнастики был Михаил Беляев, воспитавший олимпийского чемпиона Михаила Воронина.
Для иностранных делегаций, которых было очень много, он сам садился за рояль. Хорошее исполнение музыкального материала очень важно: художественная гимнастика ‒ это дорого, спортивная ‒ дешево и великолепно, и «цена» прекрасно исполненной музыки там повышается. Показательный урок был отработан, важным открывающим элементом была разминка под «Подмосковные вечера». Год я проработала у Беляева, а потом меня взяли в художественную. Понадобилось больше тренеров: как только в начале 1980-х годов художественная гимнастика стала олимпийским видом, начался ее подъем. Спортивную перевели на улицу Кравченко, потому что на Косыгина не хватало места. Не забыть, как за спортсменок Галиму Шугурову и Ирину Дерюгину болели всей страной на чемпионате мира, их популярность очень способствовала развитию художественной гимнастики в начале 1980-х.
На обед на совет
Сегодня это звучит необычно, но наши тренерские советы проходили в гостях друг у друга за обедом. Мы приезжали друг к другу в гости. Тамара Петровна Чупина, жена дипломата, всегда жизнерадостная, старший тренер. Елизавета Вячеславовна, ее дочь, работает сейчас в школе «Юг». Галина Васильевна Найпак, старший тренер, ее муж, Владимир Найпак, был организатором всех международных соревнований по гимнастике в СССР. Его мать Александра Семенова-Найпак создавала художественную гимнастику как вид спорта... Мы делали друг другу красивые прически, готовили сами вкусный обед и откровенно разговаривали о делах. Мы всегда искали и находили совместно справедливые, устраивающие всех решения.
Рядом с коллегами и благодаря им я поняла, что могу привнести что-то свое, что-то особенное: я передавала свой опыт, много показывала сама. Это дало плоды – когда пришли поздние дети возраста 4 класса средней школы, многие из них смогли вырасти до мастеров спорта.
Моя работа была оценена и поддержана коллегами, а это бесценно.
Я ввела новшество: работу под фонограмму. Это получилось, можно сказать, от отчаяния. Пианисты нередко сказывались больными и не приезжали на соревнования, которые могли проходить в отдаленной местности в выходной день. Этим пользовались другие концертмейстеры, готовые подзаработать. У нас, тренеров, всегда должна была быть «трешка» в кармане, чтобы им приплачивать. Очень нервозная была в связи с этим обстановка: ведь эти случайные концертмейстеры впервые видели гимнастку, впервые видели ноты, которые часто у меня же и переписывали, потому что я регулярно покупала самые новые в магазине на Неглинной. Помощи от них было немного. Желая пресечь неправомерные финансовые амбиции слабо подготовленных концертмейстеров, я одна из первых стала выступать под фонограмму, что в те времена было достаточно революционно. А постепенно и все стали работать именно так.
Подъем советской художественной гимнастики
Началось время активного развития для отечественной художественной гимнастики. Элина Быстрицкая много лет была президентом Федерации по художественной гимнастике: вид спорта только входил в олимпийскую систему, ему надо было помогать. Тренерские «дуэли» в те времена проходили с «открытым забралом»: на сборах федерации мы порой говорили друг другу в лицо нелицеприятные, но помогающие в дальнейшей работе вещи, могли открыто критиковать музыкальный материал, несовершенную технику исполнения – мы честно обсуждали друг с другом работу. На таких обсуждениях мы крепли как тренеры. Очень важно слышать от своих коллег правду.
В художественной гимнастике много артистики. Требуется найти повороты головы, эффектные изломы, точки фиксации позы. Мне повезло, в этой хореографической работе мне некоторое время помогал Дмитрий Бегак, великолепный партнер Майи Плисецкой. Сейчас часто делают акцент на ритм. Нередко музыкальный материал несоразмерен возрасту спортсменки – тексты про любовь, французские мелодии, «ламбадки». Для ритма это удобно, но соответствие материала возрасту все же никто не отменял.
Спасибо руководству Дворца
за поддержку
В 1970-х до Анатолия Храмова директором нашего подразделения была Олимпиада Васильевна Ершова, вела балетную группу. Она строила детей в начале стеклянного коридора, которого сейчас нет в нашем корпусе, а родители смотрели на детей с другой стороны. Мячик в правой руке, скакалка в левой, головка прямо, дети шли в ногу по коридору. Для родителей важно видеть такие моменты. Она знала, что такое красиво поднятая голова, красивые руки, дети у нее читали стихи, участвовали в составлении упражнений. А мне Олимпиада Васильевна говорила: «Виточка, журнал за тебя я заполню, это не твоя работа. Ты думай, твори, танцуй». Навык взаимопомощи всегда остается ключевым для сотрудников спортивной школы дворца. Поэтому мы работаем здесь.
После Ершовой нашим потрясающим директором был Анатолий Михайлович Храмов. Как он нам помогал! Сборы, выезды – пожалуйста! Умел строить отношения с бухгалтерией, а это для всех, даже для директора, отдельный выдающийся талант.
Директор спортивной школы дворца в начале 1980-х ‒ Валентина Андреевна Стоянова ‒ была президентом Москвы по художественной гимнастике: надо было искать разные пути поддержки спорта. Стоянова была очень достойным человеком. Она понимала структуру спорта, много помогала гандболу, при ней у нас пошло дело. Она была мощным руководителем. Потом возникла новая задача: надо было разъединить три вида спорта: гандбол, спортивную и художественную гимнастики, в этом помогла Татьяна Георгиевна Бунина, чудо-человек.
Итак, в 1970-е годы тренеры и коллектив потихоньку развивали направление художественной гимнастики. С начала 1980-х престиж этого вида спорта сильно вырос, детей стало очень много. Сейчас родители обращают внимание на Дворец гимнастики в Лужниках, но у нас во дворце пионеров высокое спортивное мастерство дети получают бесплатно и с хорошими результатами выступают на соревнованиях. В 1990-х годах наша школа помогала обеспечивать спортивными кадрами команды «Труд», ЦСКА и «Динамо. Их руководители знали, куда идти за подготовленными детьми в трудные для них моменты.
За 1990-е и 2000-е я хочу поблагодарить директоров дворца в те годы. Ни разу не было задержек зарплаты, бывали премии. Выезжали на сборы благодаря Анатолию Храмову. Пережили это время благодаря нашему руководству.
Мы продолжаем работать, крепко держимся за те условия, которые у нас имеются. У нас есть ковер, зал, тренеры. Наша «мама» сейчас ‒ Татьяна Анатольевна Павлова, методист отделения художественной гимнастики с 2000 года. Помогающих, талантливых коллег во дворце всегда было много. Хочется их бесконечно благодарить, они вложили огромные силы для укрепления нашего вида спорта: Чернова Наталья Александровна, Родионова Евгения Вахитовна, Протасова Светлана Васильевна, Ленская Ирина Васильевна, Плотникова Лада Аркадьевна. Наши тренеры отдают всю энергию и силы своей любимой работе.