Зоя Анатольевна Вуйцик: «Удивляться и радоваться вместе с детьми»



Зоя Анатольевна Вуйцик окончила Белорусскую Государственную консерваторию им. А.В. Луначарского и её гастрольное будущее было расписано на сезоны вперёд, но она вышла замуж за человека, который жил рядом с Дворцом пионеров. Это решило её судьбу. Ведь во Дворце был Ансамбль имени Локтева, а хорошие концертмейстеры нужны всем. И лучшие из них умеют удивляться и радоваться вместе с детьми. Всегда, все годы работы.

Чувствовать прыжок
Я во Дворце с 1984 года. Окончила Белорусскую консерваторию, жила в Минске, но вышла замуж за москвича. Мы жили рядом с Дворцом на улице Косыгина. Меня оставляли в Минске в консерватории преподавать и работать в известном хоре, а муж, когда я ещё училась, говорил: у нас рядом с домом на Косыгина не знаю что, но я гуляю и слышу из окон музыку: возможно, тебе подойдёт. Я пришла летом к Алексею Сергеевичу Ильину, тогда руководителю Ансамбля имени В.С. Локтева, и говорю ему: «Переезжаю к мужу, живу в пяти минутах. Не будет ли у вас для меня работы?». Алексей Сергеевич спрашивает: «А что вы можете?» – «Заканчиваю консерваторию, могу всё». Сыграла на рояле, он ответил: «Приходите, нет вопросов». И вот с тех пор прошло 39 лет. Как концертмейстер я поработала со всеми: оркестр, хор, хореография. Начала с хора. Мы замечательно сотрудничали с Диной Алексеевной Солдатовой, хормейстером хора «Пионер». Вообще же, поскольку я жила рядом, то всегда была на подхвате, на разных участках работ, заменяла всех концертмейстеров при необходимости.
Самое тяжёлое в концертмейстерском деле — работа в хореографии. Там нет права играть, что и как тебе хочется. Нужно подобрать музыкальный материал, соответствующий каждому хореографическому движению. Надо очень хорошо держать темп, исполнять ритм, чувствовать танцовщиков, помогать им передавать в пластике различные настроения и эмоциональные состояния, работать в ансамбле с танцовщиками. Если танцор выполняет прыжок, надо понимать, сколько времени нужно на то, чтобы взлетел и приземлился именно этот исполнитель, чтобы ему было с тобой комфортно репетировать и выступать.
У нас вся жизнь проходит на работе, и однажды дети мне очень помогли. Я работала тогда в старшей репертуарной хореографии, нужно было записать мастер-классы для международного конкурса. У меня накануне умирает мама. От слёз я практически не вижу клавиш, не то, чтобы думать о темпе и характере. И наши ученики, мальчики 14-16 лет, говорят: не волнуйтесь, мы будем всё время смотреть на вас, мы вместе всё сделаем, сделаем в ногу, сделаем в нужном темпе и с нужным характером, а вы смотрите нам в ноги и играйте под нас: смысл был в том, что хореограф объясняет, а дети потом выполняют вместе с концертмейстером. И мы справились. До такой степени мы сродняемся здесь, становимся одной семьёй.
Мой второй муж туляк, отказался переезжать в Москву, он любит провинцию. А у меня же расписание! Оно не меняется с тех пор, как открылся Дворец, и подстроено под залы, чтобы их всем хватило. Наше расписание изменить невозможно. Старшая хореография работает понедельник-среда-пятница-воскресенье.
Первый год я ездила из Тулы по этому расписанию, плюс на мне был внебюджет Ансамбля Локтева — помимо концертмейстерской нагрузки я ответственна за организацию и ведение платной образовательной деятельности в коллективе. Через год мне пришлось сказать: не справляюсь, не успеваю ничего, очень много времени занимает дорога, нужно было каждый раз вставать в 3 часа утра, чтобы успеть на работу, я не успевала восстанавливаться. Поэтому пошла концертмейстером в оркестр: в оркестре можно подстроить расписание работы под свой график жизни. Теперь я работаю подряд 4 дня, со среды по субботу, и живу на два города.
На работе в шесть утра
В 1985 году Департамент образования Москвы разрешил внебюджетную деятельность. И в числе первых, попробовавших себя на этом поприще, был и ансамбль — внебюджетные образовательные программы реализуются здесь с 1986 года. Я работаю во внебюджетных группах ансамбля с первого дня. С того времени, если родители говорят, что меня не нашли или не дозвонились, я отвечаю, что я в доступе круглосуточно. Дворец открывается в шесть утра — и я захожу вместе с уборщиками. Работаю с документами, пока во Дворце тихо — у ответственного за организацию и ведение платной образовательной деятельности в Ансамбле всегда много документов. С первого дня появления Интернета в Москве в открытом доступе мои почта и телефон. Если заглянуть в мою почту, там нет ни одного неотвеченного или непрочитанного письма. Стараюсь общаться с родителями лично, индивидуально.
Мы начали с одной группки хореографии с малышами от 2,5 лет, первые в Москве и первые в стране начали заниматься хореографическим развитием детей этого возраста. Очевидно и доказано, что такие занятия способствуют всестороннему развитию ребёнка: они развивают чувство ритма и музыкальности, координацию движений, двигательную память и внимание, умение ориентироваться в пространстве. Укрепляются мышцы спины, живота, рук и ног, развивается гибкость и подвижность всех частей позвоночника.
Родители малышей часто просят об индивидуальных занятиях, но полезнее заниматься в группе от 5 человек. Когда педагог с ребёнком работает один на один, это не значит, что ребёнок научится лучше. В индивидуальной работе малышок просто повторяет за педагогом, а надо ведь с первого дня учиться учиться, то есть думать, в групповых занятиях этот навык развивается лучше.
Сегодня внебюджетные группы Ансамбля имени Локтева — это не только хореографические группы от 2,5 лет, но и весь школьный возраст, и все возраста 18+. В ансамбле коллективом высокопрофессиональных педагогов и специалистов в области детской психологии разработаны дополнительные общеразвивающие программы раннего музыкального, хореографического и вокально-хорового развития детей от 2,5 лет. Внебюджетные программы охватывают все направления образовательной деятельности Ансамбля: есть обучение классической и народной хореографии, ритмике, гимнастике, хоровому пению, музыкальному театру, игре на музыкальных инструментах, основам звукорежиссуры и музыкального продюсирования. Разработаны программы музыкально-эстетического развития ребёнка с изучением элементов английского языка и китайской живописи, а также программы для взрослых.

Когда ребёнку исполняется 6 лет, у родителей есть выбор: пойти на бюджет, где конкурс и не всегда удобное расписание, или пойти на внебюджет. Мы учитываем, что есть много желающих заниматься в ансамбле, но не у всех детей есть для этого природные данные. Плюс не все могут выдержать музыкальную школу, саму её концепцию. Поэтому мы предлагаем им альтернативу — платное обучение в ансамбле для развития творческих способностей ребёнка и реализации желания приобщиться к искусству. Разумный и взвешенный подход к каждому ребёнку и к уровню программ при высоком качестве образования даёт возможность знакомства с традициями прославленного коллектива и привлекает во внебюджетные группы ансамбля с каждым годом всё больше и больше обучающихся, причём не только из Юго-Западного округа, но и из других районов Москвы: ежегодно в связи с большим спросом в ансамбле открываются дополнительные внебюджетные группы. Если цель — домашнее музицирование, многие предпочитают тратить деньги на такие общеразвивающие занятия, которые предлагает ансамбль. Кто-то приходит и в 15, и в 16 лет: если ты начинаешь заниматься музыкой в таком возрасте, на бюджет в музыкальную школу тебя уже просто не возьмут. А по внебюджетным программам ты можешь заняться чем хочешь в любом возрасте. 90% обучающихся с нами с 2,5 лет. Есть семьи, кто приводит вторых, третьих, четвёртых детей.
В 2016 году в Ансамбле возникла идея проведения концертов внебюджетных групп на сценах Московского дворца пионеров. Сначала концерты проходили на сцене театрального зала, а затем на сцене Большого концертного зала. Теперь такие выступления стали традиционными и проходят они в различных концертных залах, в том числе в Московском международном Доме музыки. Это с энтузиазмом приветствуется детьми и родителями: обучающиеся и их родители с нетерпением ждут такие концерты. Как раз возможность выступать на большой сцене является одной из составляющих во внебюджетной деятельности ансамбля. Особенностью организации и проведения этих концертов является то, что практически все дети принимают в них участие: каждому найдётся дело, каждый поучаствует в каком-то номере, у каждого есть своя роль, своя зона ответственности. Внимательное отношение и индивидуальный подход к каждому ребёнку встречает понимание со стороны родителей.
Мой ребёнок тоже вырос во Дворце. Ему исполнилось 2 года, когда я вместе с ним вышла на работу (его не брали в детский сад и дома оставить его было не с кем). Я подошла к каждому нашему охраннику и сказала: «Это Петя, ему можно ползать везде, только на улицу его не выпускайте». Это дало свои плоды — Петя заполз на занятия английским языком и ему так понравилось, что мне позвонил педагог: «Зоя, твой ребёнок под моим креслом пролежал на полу весь рабочий день». Пётр закончил первый медицинский институт, он медик, но английским владеет безупречно, пишет статьи, мыслит по-английски — лежал не зря.
В 12 лет он сказал: «Мама, я вырос, ты можешь выбрать любую работу, ты больше не привязана к Дворцу». Но я ответила: «Сынок, не хочу ничего выбирать, моя работа стала моим домом. Преподавание до такой степени моё, что я прихожу на работу и от работы получаю удовольствие, и даже не знаю, почему за это ещё платят». В моей трудовой одна запись и мне хочется до сих пор только в родные стены Московского дворца пионеров. Вся моя жизнь связана с Дворцом.
 ...Помню, как от снега сломалась верхушка ели в центре площади Парадов. Потом я наблюдала, как соседняя веточка стала доминирующей, поднялась и сама стала верхушкой. Или как перед Большим концертным залом росли три берёзы трёх разных пород, их видно было из нашего хореографического зала: повислая, бородавчатая и обыкновенная. Из моего кабинета вид на каштан. В учительской у нас окно с видом на маньчжурский орех. Дерево в окне всегда повышает настроение. В Москве редко солнце, и вдруг как-то на занятии по листьям дерева ударил яркий лучик. Я играю, малышка поворачивается: «Солнышко, смотрите, солнышко!». Всё это мелочи, но именно из таких эмоциональных мелочей и нюансов складывается наша жизнь.
Детей надо любить. Я считаю, что педагогу, особенно работающему с маленькими детьми, можно простить чуть меньше профессионализма. Важнее, чтобы у него было тепло в душе, чтобы он любил детей и понимал детскую психологию, чтобы он умел удивляться, радоваться. А ещё оптимизм как способность верить в достижение целей, в успех, умение формировать и у детей оптимистическое отношение к жизни. Бывали не однажды ситуации — плохо себя чувствуешь, а через 2 часа работы все как рукой сняло. С детьми всегда выздоравливаю. Просто я их очень люблю.

Место в Ансамбле найдётся всем
Мне 61, и я уже знаю, что все проблемы из детства. Я человек старой формации и считаю, что учитель должен не только учить, но и воспитывать, и по возможности не только ребёнка, но и всё его окружение. Муж мой сердится: «Чего ты их воспитываешь?» Может, пятеро не отзовутся на мои слова, а шестой, может, отзовётся. Ребёнок приходит не просто танцевать, но заниматься искусством. Нужно, чтобы купальник был беленький, носочки чистые, а волосики причёсанные. Родители, бывает, сами всю жизнь опаздывают, ребёнок же чувствует, что все уже начали заниматься, а он пришёл последний. И у него ухудшилось настроение, поплыло внимание, весь мир разрушился, а он ждал сказочный дворец. Стараюсь никогда не взаимодействовать с родителями на предмет того, что их ребёнок себя плохо вёл или что-то не сделал. Это всегда недостаток учителя, а не ребёнка. Опоздания, внешний вид — это надо обсуждать с родителями. Обучение, поведение — тут учитель должен сам.
Мы хотим, чтобы Ансамбль Локтева был доступен всем, поэтому цены на наши внебюджетные программы доступны широкому кругу горожан — тем, кто всегда заинтересован в развитии своего ребёнка. Спрос на все программы огромный. Концерты внебюджетных групп мы стараемся проводить живьём или снимать на видео раз в полугодие. Иногда перемешиваем в концерте бюджет и внебюджет.
Родители нынешних учеников делятся на три группы. Первая, самая многочисленная группа, это те, кто занимался у нас сам и знает, как у нас развивают, что музицирование, танцы, пение способствуют сбалансированному развитию личности. Поэтому они и приводят к нам своих детей или внуков. Вторая группа — те, кому не удалось получить эстетическое образование самим (нехватка сил, времени, средств), но всегда хотелось, и они реализуют свои мечты в ребёнке, стремятся через его развитие восполнить то, чего не хватало им самим. Третья группа родителей чувствует, что занятия в Ансамбле Локтева повысят престиж семьи в кругу друзей: во все времена инвестирование в образование и всестороннее развитие детей — одна из лучших и наиболее целесообразных возможностей, признак высокого качества жизни, поддержание определённого культурного уровня как признака стабильности, высокого социального статуса.
Детей бесталанных не бывает, всем найдётся место в хоре, хореографии или оркестре. Ребёнок в Ансамбле получает разностороннее образование и развитие. И полученные навыки и умения всегда пригодятся, кем бы они профессионально не стали в жизни. Наша выпускница как-то призналась, закончив медицинский институт: «Зоя Анатольевна, мне нет равных во владении двумя руками во время лапароскопических операций благодаря обучению на фортепиано». Так развита мелкая моторика.
К выбору музыкального материала подходим с учётом возрастной и функциональной целесообразности. Групповые занятия по хору или хореографии — там  дети   учатся координации слуха, движения. Пока они твёрдо не выучили музыку, её менять нельзя. Ребёнок должен из урока в урок научиться эту музыку считать и чётко считать движения под эту музыку. Старшим детям можно и даже полезно на одно и то же движение менять музыку, а малышкам нет. Музыкальный материал усложняется постепенно.
Есть общие установки: в хореографический зал мы входим под марш. В зависимости от возраста группы меняется маршевый темп. Маленькие ножки быстро шагают, носок пока не тянется. У старших детей тянутся стопы, шире шаг — маршевый темп будет другой.
Во время работы с балетмейстером-постановщиком Ансамбля имени Локтева Денисом Юрьевичем Берко мы восстановили многие старые танцевальные номера, которые входят в золотой фонд ансамбля — хореографическая сюита «Хоровод дружбы», «Ползунец», «Башкирский танец», «Венгерский танец». Он ещё был учащимся Ансамбля Локтева, я уже работала здесь в хореографии, когда эти номера были в репертуаре, и на момент восстановления мы оба помнили характер музыки, темпы танцев, их динамические вариации.
...Поначалу много спрашивали: как ты могла с консерваторским образованием пойти в педагоги-внешкольники, ведь перед этим ещё окончила музыкальную спецшколу — 11-летку. Но Дворец, хотя место для всех, но место высокое, возвышенное. Во Дворце в каждом центре очень высокообразованные педагоги. И высокий уровень образования нам, педагогам, не мешает, а помогает.