Ирина Ивановна Волобуева:
«Дворец — мой второй
родной дом»

Ира Волобуева пришла во Дворец заниматься изобразительным искусством в далеком 1963 году. Та девочка стала уважаемым педагогом, и до сих пор ее судьба связана с Московским дворцом пионеров. На занятиях Ирины Ивановны каждый получает возможность раскрыть творческую сторону своей личности, овладеть мастерством, научиться применять навыки живописи и рисунка в любой области человеческой деятельности.
Ирина Ивановна — не только педагог высшей квалификации и отличник народного просвещения. Она профессиональный художник, член творческого объединения Южного округа Москвы, творческого объединения «Ирида», член объединения «Московский художник», активный участник выставок художников-педагогов «Уроки гармонии», выставок международной федерации акварелистов.


Из фигурного катания в художники
…Я пришла заниматься во Дворец в 1963 году. Меня сюда привела за ручку мама, она работала в бухгалтерии Дворца. О периоде детства во Дворце у меня сохранились какие-то сказочные воспоминания: высокие потолки, огромные окна, зимний сад с рыбками. Я очень благодарна своим родителям, что они увидели мою потребность заниматься творчеством. К моменту прихода во Дворец я занималась фигурным катанием в Лужниках и очень любила рисовать. И мама сказала: хорошо, будем заниматься параллельно, но спорт бросать не будем. И я чуть ли не ежедневно с коньками наперевес перебегала после тренировки в Лужниках через метромост на занятия в изостудию. Не зная, что есть фуникулер, бежала вверх в горку. Прибегала запыхавшаяся, иногда опаздывала. Педагог Александр Васильевич Воронин говорил: «Ну что, Ира, опять опоздала». Была настолько стеснительная, что боялась рассказать: лечу на крыльях после тренировки, оцените, как я к вам рвусь!
Тихонько подсаживалась на свободное место, педагог выдавал краски, карандаши, бумагу. Бумага «Гознак», акварель «Ленинградская»! Меня завораживали интерьеры изостудии. Все было очень продумано, удобная эргономичная мебель для детской творческой мастерской, шкафы, столики с выдвижными панелями, где можно было хранить баночки с водой. Мы попадали в детский рай. Занятие проходило как одно мгновение. Могла рисовать часами, настолько была увлечена. Напротив студии был выставочный зал, мы показывали там свои работы, родители и дети всегда с большим интересом приходили посмотреть. Такой был стимул — если будешь стараться, обязательно попадешь в экспозицию выставочного зала.
Дворец зовет
В 1966 году поступила в пединститут, сейчас это МПГУ им. Ленина, на художественно-графический факультет. Поступила сразу, без дополнительной подготовки, хватило занятий изостудии, при том, что конкурс был 8 человек на место. Защищала диплом по истории искусств. Изучение истории для меня по-прежнему самое любимое времяпрепровождение. Читаю много книг и очень люблю историю своей Родины. После окончания института хотелось вернуться во Дворец. Заведующей студии в 1970 году была Гунина Василиса Яковлевна, и она сказала, что освободилось место заведующего лабораторией рисунка и живописи. На этой должности я проработала два года и вела занятия. Потом у меня был перерыв, я уехала к мужу в Германию, родила детей. Вернулась во Дворец в 1978 году в качестве педагога, и с тех пор я все еще здесь. Я счастливый человек — мне повезло с раннего детства попасть в мир творчества и доброжелательного отношения. Многие говорят: ты так долго работаешь, надо уже отдыхать. Но, может быть, это мое счастье, что еще хочется работать. Дворец — мой второй родной дом. Сейчас я живу в Северном Бутово, полтора часа езды в один конец, раньше жила рядышком. И тем не менее я не поменяла место работы. Куда меня с тех пор только не приглашали, но привязанность к гнезду держит.
А тогда, в 1978 году, стала вести батик, роспись по ткани. Через несколько лет снова стала заведующей лабораторией рисунка и живописи и параллельно вести кружки. Ребенком очень любила ходить на экскурсии в мастерские художников, нас водили от Дворца. Поэтому, когда я сама стала работать с детьми, тоже старалась устраивать такие выходы. В 1980-х мы посещали с детьми разные интересные города, ездили на так называемом «желтом автобусе», организовывали экскурсии, например, по Золотому кольцу. Писали заявки в Департамент образования и, пока эта акция была, много ездили. В бытность завотделом художественного образования замечательной Марины Степановны Алешиной мы ездили автобусом с нашими старшими обучающимися даже в Италию, вместе с театралами под руководством Александра Тюкавкина. Впечатлений было много.
Когда появился фестиваль «Юные таланты Московии», стала куратором художественного направления, потом председателем жюри, жюрила вместе с Сергеем Андриякой и Никасом Сафроновым. Была членом жюри десятков конкурсов по изобразительному искусству от муниципальных до международных; эти этапы большого пути я прошла.
Выставки детских работ мы устраивали регулярно вместе с Яниной Георгиевной Быковой: в Московском доме национальностей, в ЦДХ, в различных выставочных залах. Наша студия получала приз «Девочка на шаре» как лучший творческий коллектив на конкурсе «Юные таланты Московии».
У меня был всегда хороший союз с детьми и их родителями. К Новому году мы с детьми делали дизайнерские елки, елочные игрушки, трудоемкие маски наподобие венецианских. Родители активно подключались, приносили интересные материалы. Если устраиваем отчетные выставки, активно зову родителей, и они приходят. Не иссякает поток детей, чьи родители у меня занимались. Моя выпускница, лауреат международного конкурса портретов, привела своего сынишку.
Есть выпускники, которые не стали художниками, например Щепетильников Ваня. Помню его еще с «Пингвина», в котором тоже проработала многие годы. Ваня провел во Дворце более 10 лет: дошкольный «Пингвин», студия, занимался до школьного выпускного. Поступил в медицинский и, пока учился, часто заходил и рассказывал, как умение рисовать (а он график-миниатюрист) помогает ему в постижении профессии врача, как рисование помогло в развитии памяти.
У меня ведь какая цель? К нам приходят разные дети — по подготовке, темпераменту, способностям. Мы берем всех и ищем в каждом ребенке творческое зерно. У нас можно заниматься и год, и 10 лет. Главное, чтобы занятия давали толчок творческому мышлению. Левшей мы сейчас не переучиваем, но правильной постановке руки и карандаша мы учим. Совершенно по-другому начинает работать кисть руки. Труды родителей, которые водят детей в изостудию, не проходят даром. Я всегда говорю детям: благодарите своих родителей, бабушек, дедушек, что они водят вас, это труд, водят не всех, и вам очень повезло.
Половина ватмана — трудно…
Последние 10 лет меняется психология детей и родителей. Мы теперь оказываем образовательные услуги, и мы почувствовали изменение отношения родителей к педагогам. Дети больше увлечены гаджетами. Я показываю ребятам рисунки их ровесников из фондов 10-летней давности: раньше дети работали на больших листах. Дети удивляются, что такую большую серьезную работу сделали их ровесники. Сейчас я им даю половину ватмана, а им трудно.
Ученики хотят закончить работу за одно, максимум два занятия. Жизнь такая, что все надо делать на скорости. Формат работ поменялся с большего на меньший. Перед конкурсами говорю, что надо провести исследование, поизучать выбранную тему. Не хотят. Стараюсь возвращать им тягу к книгам, бумажным иллюстрациям. Детям нравится их рассматривать. Говорят, что так понятнее, чем с экрана компьютера.