Если бы мне в молодости сказали, что я полжизни проработаю на одном месте, не поверила бы. Я ведь первоначально окончила индустриальный техникум и потом на всех работах не задерживалась больше трёх лет: была технологом керамической промышленности, отработала на заводе три года, вернулась в Москву, ещё поработала на заводе и в НИИ строительных материалов. Но, где бы ни работала, искала художественную самодеятельность.
На любом собрании спрашивала: когда откроется театральный кружок? В конце 1960-х ходила в клуб «Новатор» недалеко от метро Академическая; коллектив там вёл педагог из института культуры в Химках. Он мне предложил поступить на вечернее отделение, так я и сделала.
До Химок была попытка поступления в Щукинское театральное училище, к Цецилии Мансуровой, но шла я к этому поступлению слишком долго: пришла в 26 лет. Цецилия Львовна сказала мне просто: «Ну что, девочка моя? Кончишь ты институт, кого ты будешь играть?» И я вернулась к строительным материалам и клубу «Новатор», который и привёл меня в институт культуры.
После института я нацелилась пойти не в школу по специальности «культпросветработник высшей квалификации, руководитель театрального коллектива», а в Дом пионеров, хотя я и не представляла, что это.
Моя педагогическая деятельность началась в черёмушкинском Доме пионеров в 1970 году. Там я проработала 10 лет. Так совпало, что в этот период меня с моими детьми на пионерском приветствии увидела режиссёр Дворца пионеров Валентина Леонидовна Лабковская. Она работала в режиссёрской группе Дворца и пригласила меня к ним. ЗавРОНО в Черёмушках отговаривала, но я все-таки пошла — методистом студии художественного слова. И в этом году 42 года как я работаю во Дворце.
Студия художественного слова была значимым, большим структурным подразделением. Там трудились корифеи: бывшие актрисы Мария Леоновна Легран и Евгения Семёновна Ростова, выпускница и после педагог студии Людмила Семёновна Демидова. Пожилые, очень сильные педагоги, у которых я должна была быть методистом, но в первую очередь училась у них самих. Сидела на их занятиях, впитывала, как губка.
От наших педагогов-корифеев я восприняла важность этой работы: вырастить человека, поднять его, обогатить. Параллельно мне предложили часы педагогической нагрузки, и я набрала шестилетних детей — такой разрешили эксперимент для дошкольников-подготовишек.
Я сразу разрешила родителям присутствовать на занятиях. Мне показалось, что они должны знать, как я работаю с детьми, хотя я и сама была не очень ещё в себе уверена. Подумала, что, если они увидят мои методы работы, то будут знать, как работать дома с ребёнком, не нарушая педагогического процесса. Мне надо было «добраться» до ребёнка, вытащить из него то, что он может, и понять это. С такой группой я проработала пять лет, в присутствии и при участии родителей. Мы сдружились, это был очень спаянный коллектив — различные походы в музеи, на литературные концерты. Мы стали единомышленниками, и родители увидели и оценили рост своих детей. Видимо, им пришлись по душе занятия с детьми, которые способствуют результативности учебно-воспитательного процесса.