Александр Семёнович Фролов:
«Праздники детства: вчера, сегодня, завтра»




Александр Семёнович Фролов сорок лет проработал главным режиссёром Московского дворца пионеров. Трудно охватить взором ту массу событий и праздников, которые он создавал и режиссировал. Сегодня Александр Семёнович — заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, продолжает передавать опыт новым поколениям сотрудников Московского дворца пионеров и рассказывает об огромном пути праздничной истории Дворца 1980-2010 годов.


Более 40 лет назад я начал свою трудовую творческую деятельность
в Московском городском Дворце пионеров и школьников. 
За этот период мной подготовлено более 1000 различных праздничных программ и представлений для юной аудитории, которые в целом можно назвать «праздники детства».
Конечно, Московский дворец пионеров!
В 1981 году я отслужил в армии, окончил институт и меня позвали работать сразу в несколько мест. Среди них были Колонный зал Дома Союзов, Дворец культуры Московского нефтеперерабатывающего завода, Дом Офицеров Дивизии имени Дзержинского и Московский дворец пионеров: требовался молодой специалист в области праздников. Везде были интересные предложения. Но свой выбор я остановил на Дворце. Большую роль в этом сыграла моя жена Марина Владимировна Щигарева, которая была воспитанницей Дворца. В это время Дворец пользовался большой популярностью и был в центре всесоюзных и международных мероприятий. Требовалось усиление режиссёрской группы молодым специалистом. Дворец показался мне огромной страной: там стадион, там концертный зал, там малый зал, ТЮМ, «локтевцы»! Жизнь бурлила невероятно: устоять было невозможно.

Конечно, к моему приходу во Дворце уже сложилась система праздников. Среди них масштабно выделялась Неделя игры и игрушки, Неделя детской книги, Неделя музыки, праздники новогодней ёлки и многие другие. Существовал календарь октябрятских, пионерских, комсомольских мероприятий. Было много символов и ритуалов: вынос знамён, подъем флагов, пионерские горны и барабаны, пионерские галстуки, девизы, речевки и песни... Для детей это была пора взросления и творчества.

Наша знаменитая Площадь парадов всегда была заполнена огромным количеством детей! Праздники детства в целом дополняли своим многообразием большую педагогическую деятельность, которую осуществлял Дворец. Внешкольная работа, а затем и дополнительное образование с детьми была направлена в первую очередь на формирование личности ребёнка, развитие таланта, творчества и ответственности.
Я пропитывался той удивительной творческой атмосферой Дворца и дружелюбием сотрудников. Постепенно освоился и через год мне предложили должность главного режиссера.

Люди, которых я встретил в первые годы работы, до сих пор мне служат примером. Директор Дворца Ольга Игоревна Грекова, потом Наталья Ивановна Клятова стала моим истинным наставником, Г.И. Левинсон, Т.Д. Эгнаташвили, В.Я. Игошкин, Л.И. Сосновик, Е.М. Минскин, В.С. Мягкова, И.А. Фельберг, Р.А. Грязнова, В.В. Андреев. В.А. Стоянова, А.С. Ильин, Т. М. Маргарян, А.П. Сотникова, А.А. Егорова, Р.А. Жданова, Л. Н. Блинова, и многие другие. Я тоже постепенно принял от них отношение к работе как к служению детям.

Сегодня мне хотелось рассказать о некоторых праздничных формах, которые создавались вместе с творческо-педагогическим коллективом Дворца в процессе своей деятельности и послужили дальнейшему развитию праздничной индустрии для детей и юношества на многие годы.
Пионерские приветствия
Герц Ильич Левинсон, главный режиссёр Дворца до меня, стоявший у истоков эпохального жанра пионерского приветствия, успел передать мне некоторые советы по технологии их подготовки и проведения с участием детских творческих коллективов.
Дворец регулярно участвовал в съездах, партийных, профсоюзных конференциях, международных форумах. В зал заседаний приходили дети и поздравляли участников мероприятий с тем или иным событием.
Приветствия носили творческий характер «на злобу дня», они быстро стали маленькими спектаклями. Мы зарифмовывали даже тексты, которые шли на передовицы «Правды», но они преподносились в лёгкой шуточной форме и увязывались с миром детства, пионерской и школьной жизнью. Дети оставались детьми, сидящие в зале для них были как мамы и папы. А залы были сложные: Большой театр, Кремлёвский Дворец съездов, Колонный зал Дома Союзов. По законам того времени наши представления утверждались в горкоме партии, а тексты писали известные поэты, среди которых Сергей Михалков, Петр Синявский, Роман Сэф и многие другие. 
Среди авторов был и наш сотрудник, талантливый режиссёр и поэт В.Н. Петухов. Приветствия быстро стали популярны. Юбилей киностудии Горького: «Сделайте приветствие!». Юбилей детского музыкального театра им. Н.И. Сац: «Приготовьте приветствие!». Нам писали письма из многих республик: «Пришлите текст приветствия. Видели по телевидению, у нас скоро большое партийное мероприятие!..» Одной из моих первых творческих работ в должности главного режиссера Дворца стало пионерское приветствие в Доме кино, посвящённое кинорежиссеру, народному артисту СССР Станиславу Ростоцкому, в котором ярким моментом стало музыкальное выступление отряда «Кибальчиш», которым руководила Е.О. Софронова.

Пионерские приветствия стали важной страницей в творческой работе всего коллектива Московского дворца пионеров. Думаю, что пионерские приветствия еще рано списывать в архив, у них есть будущее.
Рождение «Играй, города»
В 1985 году Дворцу было поручено провести смотр творческих детских коллективов страны. Двенадцатый Всемирный фестиваль молодежи и студентов в гостях у детей. Мероприятия фестиваля проходили на территории Дворца, где находился Детский центр. Перед образовательными коллективами Дворца была поставлена задача показать лучшие достижения. Многочисленным международным делегациям показывали Дворец как передовой центр детства. Для делегатов Фестиваля надо было придумать некую форму, и рассказать о нас, не сажая гостей за стол, не читая лекцию. Во главе решения задачи стояли Н. И. Клятова и И.Е. Шадрина.

И тогда мы вместе придумали форму уличного мероприятия «Играй, город». На Площади парадов был представлен Город Детства. Каждый квартал города — это какое-то направление мира детства, которое надо было творчески перевести на язык игры и занимательных активных форм.
Астрономы приготовили подзорную трубу, тренажёры вестибулярного аппарата, построили астрономическую площадку. Зоологи вынесли животных в клетках, придумали викторины, экологи пригласили на экологическую поляну. Спортивный отдел проводил «Весёлые старты»; отдел игр знакомил всех с удивительной «Московской игротекой»; центр художественного образования представлял разнообразную художественную программу, Ансамбль песни и пляски им. В.С. Локтева — яркую концертную программу и т.д.
Нужно было красочно оживить Город, чтобы он был понятен зарубежным гостям без перевода.

Вместе с педагогами активными участниками этого проекта стали юные воспитанники Дворца. Дети сами проводили занятия и активно вовлекали гостей в игры, конкурсы, мастерские.

Это вызвало такой интерес, что оргкомитет фестиваля обратился к МГДПиШ с просьбой продлить наш «Играй, город» ещё на несколько дней. Был большой международный успех. Эту форму мы потом применяли для многих мероприятий Дворца. Мало того, оказалось, что наш опыт переняли коллеги: во времена обменов дружбы с ГДР и Болгарией мы увидели, что наш «Играй, город» проводят в этих странах на своих детских площадках. Приятно, что коллеги прямо указывали на наше авторство идеи. Эта идея нашла дальнейшее продолжение уже в двухтысячных годах в новом проекте Мэрии Москвы «Москва – город детства» и современных праздниках, посвященных Дню Москвы.

Праздники девяностых годов
В 1998 году мы сделали фестиваль «Московский букет» для Всемирных юношеских игр. Букет юных талантов был преподнесён спортсменам и гостям ВЮИ, такой был художественный ход.

В конце 1990-х мы начали готовить праздничную программу Дня славянской письменности и культуры и рады, что он прочно вошёл в культурный календарь страны. У памятника Кириллу и Мефодию Дворец проводил мероприятия с чтецами художественного слова и Ансамблем песни и пляски им. Локтева. А затем один из духовных праздников с участием Московского Патриарха Алексия II проходил уже у нас во Дворце.
Видя организационно-художественный потенциал Дворца, нашу направленность на молодёжь, на детей, Патриархия и Славянский фонд попросили нас организовывать благотворительные новогодние праздники, проводимые от лица Патриархии для воскресных школ, для многодетных семей. 
Нужно было не только поставить спектакль, но и помочь как-то согреться душой. Дети Дворца заранее изготавливали детали поделок, а гости ярмарки легко могли сами доделать игрушку и унести ее с собой.
Это были методические разработки отделов экологического и художественного образования, отдела игры и игрушки. Ребёнок, когда сам мастерит поделку, потом относится к ней как к ценности. Важно было придумать заготовки по принципу «безопасно и быстро», например, бумажный снежок, цветы, новогодняя ёлочка.
Фестиваль «Надежда»
Важным шагом стала работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Когда-то вывести на сцену ребёнка с ограниченными возможностями было не так просто. Но в начале 1990-х, когда московский департамент образования возглавляла Л.П. Кезина, в Москве начала складываться система художественной адаптации детей с ОВЗ: санаторно-лесные и специализированные школы, концерты. В это время милосердие вклинилось в систему жизни общества, появились телепрограммы, благотворительные акции...

Московский департамент образования попросил нас провести фестиваль одаренных детей с ОВЗ. Первый фестиваль «Надежда» проводился в 1990 году очень робко. Мы боялись, что не получим поддержку, но всё прошло замечательно. Через 3-4 года фестиваль набрал обороты, а затем и все последующие годы при непосредственном участии творческого и педагогического коллектива нашего Дворца фестиваль «Надежда» был настоящим смотром коллективов инклюзивной системы Департамента образования города Москвы. Итоговые гала-представления фестиваля мы проводили в лучших залах Москвы, среди которых Государственный центральный концертный зал «Россия», Московский Дворец молодёжи, Государственный Кремлёвский Дворец.
В работе над фестивалем активное участие принимали специалисты Департамента образования города А.А. Егоров, Г.В. Головченко, Г.Н. Юдина и многие педагоги и сотрудники Дворца во главе с Н.И. Клятовой. Коллеги приходили на репетиции, помогали детям ориентироваться в зале и на сцене, сопровождали их. Наши воспитанники клуба «Юный десантник» помогали переносить детей, передвигающихся на коляске, через ступеньки на сцену. Такелажники Дворца всегда работали как часы: установить, вывезти на сцену, убрать реквизит. Большую творческую работу с коллективами вели наши режиссёры-постановщики: С.В. Гоппен, Е.Ю. Калинина, П.В. Кулагина, М.В. Щигарева. К нам подключились артисты, телевидение, пресса. Фестиваль «Надежда» в течение 22 лет помогал формированию общественного движения милосердия и высоко поднял планку детских инклюзивных фестивалей и концертов.
«Юные таланты Московии»
Чуть позже возник проект, который вновь, по-другому смог показать мощь Дворца. Идея принадлежала начальнику Управления дополнительного образования Департамента образования города Москвы В.П. Голованову: создать для Москвы и Московской области фестиваль для детей всей системы дополнительного образования. Так в 1995 году появился фестиваль «Юные таланты Московии». Мы с коллегами как всегда ответственно и азартно включились и даже не думали, что дойдём до Кремлёвского Дворца съездов. Этот фестиваль разрушил все барьеры межведомственных учреждений, объединил более 20 творческих направлений в работе с детьми образовательных учреждений. Он ежегодно расширялся, в него вливались техники, дизайнеры, театры моды, театры кукол, хоровые коллективы и др. Окружная система «Эстафеты искусств» развивала конкуренцию, а фестиваль «Юные таланты Московии» объединял Москву с областью.

Старт фестивалю давался в Колонном зале Дома Союзов, а заключительные этапы проходили в концертном зале «Россия» и в Кремлёвском Дворце съездов. Один из последних заключительных гала-концертов «Юных талантов Московии», что мне как главному режиссеру Дворца удалось провести в Кремлёвском Дворце съездов, собрал пять тысяч зрителей в зале и пять тысяч участников в фойе и на сцене! Нам также дали Александровский сад для проведения раус-программы. 
Подготовительная работа режиссёрско-постановочной группы и всего коллектива Дворца занимала несколько месяцев совместно с Центром фестивальных программ (директор А.И. Селюнин).

Во время этого творческого фестиваля в КДС все этажи были заполнены детьми! На фестиваль приходили известные артисты: Надежда Бабкина с коллективом «Русская песня», нас поддерживали Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Евгений Крылатов, Иосиф Кобзон, Олег Газманов, Владимир Березин, Илона Броневицкая. А какая гордость была у родителей: ребёнок выступает на сцене Кремлёвского Дворца! В период этого фестиваля нас очень поддерживала директор Дворца А.И. Ляшенко. Сейчас идеи «Юных талантов Московии» продолжает и развивает Городская конкурсная программа «Новые вершины» ГБПОУ «Воробьевы горы» (руководитель Управления городских программ А.Е. Азаренко), это очень удачное продолжение развития творчества детей и юношества.

Московская Школа Деда Мороза
Я хочу рассказать об уникальном творческом проекте, созданном при моём непосредственном участии – о Московской Школе Деда Мороза. В 2000 году c подачи Мэрии Москвы и лично Ю.М. Лужкова был принят межрегиональный проект «Великий Устюг – Родина Деда Мороза». Для его реализации в Великий Устюг была отправлена делегация во главе с Л.И. Швецовой, в которую был включен и я как главный режиссёр Дворца. В старинном северном городе нас встречали деды морозы и снегурочки в шубах и валенках — погода стояла холодная. Нашей задачей было придумать, как вернуть сказочного Деда Мороза в жизнь нашей детворы, создать ему традиционный и одновременно современный образ. Наш Дед Мороз гордится Россией, знает историю страны, её сказки и былины.

По возвращении возникло несколько проектов: академия, форум и московская школа Деда Мороза. Последний был предложен режиссёрской группе Дворца при поддержке директора Д.Л. Монахова и Н.И. Клятовой. Наша московская школа Деда Мороза учила сохранять чудесную новогоднюю сказку для детей и взрослых. В школе учились специалисты системы дополнительного образования в направлении социально-культурной деятельности. Мы смогли разработать программу и утвердить её в Московском институте открытого образования как повышение квалификации. В Школе были организованы занятия по истории российского Деда Мороза, актерскому мастерству, сценической речи, гриму, написанию детских новогодних сценариев, а также психологии современного ребёнка.

Школа Деда Мороза вручала памятный диплом за подписями Деда Мороза и Снегурочки, а также свидетельство о повышении квалификации установленного образца Московского института открытого образования.

Обучение завершал большой новогодний праздник «Экзамены в Московской Школе Деда Мороза». Экзамены у новогодних волшебников принимали сами дети Дворца: согласитесь, ход был отличный. Этот опыт быстро распространился в Москве. Наше детское жюри много лет подряд ездило принимать праздник ёлки в Кремлёвский Дворец, и их экспертное мнение учитывалось взрослыми.
Нашу московскую школу Деда Мороза знали во всём мире. Такого количества зарубежных телекомпаний во Дворце при всей его популярности я не видел. Даже австралийские и новозеландские телеканалы делали репортажи о нашей школе Деда Мороза. Здесь была проведена большая работа сотрудников пресс-центра Дворца Н.И. Чистяковой и О.А. Торшиной.

Была собрана уникальная команда педагогов. В частности, В.С. Мягкова читала лекции о традициях новогодних праздников во Дворце, приносила на занятия рисунки юной художницы Нади Рушевой. Тему создания новогодних сценариев и праздников вёл лауреат Государственных премий, профессор МГИК, режиссёр-постановщик А.Д. Силин. Диктор центрального телевидения Т.А. Судец проводила уроки сценической речи. Новогодние игровые программы преподавал режиссёр и сценарист, руководитель театра «Охочих комедиантов» В.В. Панфилов. Музыкальные уроки вёл заслуженный деятель искусств РФ, композитор Г.В. Гладков. Уроки актёрского мастерства проводил режиссёр-постановщик Дворца С.В. Гоппен. Уроки сценического грима вела режиссёр-постановщик М.В. Щигарева. Созданию новогоднего оформления учили художники Л.Н. Куранова и В.Н. Мацков и многие другие.

Выпускники Школы вместе с детским жюри неоднократно принимали участие в поездках школьников Москвы на Родину Деда Мороза, а также в телевизионных и радиопрограммах, посвящённых Новому году. 

Школа работала 15 лет, приобретя бесценный опыт в досуговой деятельности новой новогодней зимней кампании для детей и юношества. Надеемся на продолжение этой программы после реставрации Дворца.

Народные игры на новый лад
В середине 2010-х годов мы погрузились в тему празднично-игровой культуры, ведь мы обладатели множества культурных традиций, которые надо понимать и уметь развивать в современной жизни. Празднично-игровая культура – огромный мир, к которому надо приобщить современного ребёнка, будь он профессиональный шахматист, меткий стрелок или киберспортсмен. С.В. Григорьев, руководитель отдела игры, который глубоко занимался этим направлением деятельности, предложил в период праздника Недели игры и игрушки для начала организовать несколько встреч специалистов детских учреждений по празднично-игровой культуре. Эта идея одновременного проведения праздника и научного обсуждения результатов празднично-игровой культуры увлекла и сдружила режиссёрскую группу и отдел Игры и игрушки на много лет. К нам на праздник игрушки стали приезжать из Дворцов творчества разных городов — Сергиев Посад, Тула, Калуга, Вологда, Ярославль — и привозить свои игры, созданные в наши дни на основе старинных народных игр.
Конференции по празднично-игровой культуре быстро вызвали большой интерес, мы завязали дружбу со многими учреждениями.
Мы приглашали заинтересованные коллективы на Недели игры и игрушки и праздники с их набором игр, с коллекциями народных костюмов. Снова процессом заинтересовались журналы, стали печатать правила осовремененных народных игр, появились статьи о возрождении празднично-игровой культуры, актуальных интерпретациях народного творчества. С научной точки зрения это направление было поддержано известными учёными-педагогами, докторами педагогических наук В.М. Григорьевым, Б.З. Вульфовым, И.И. Фришман, а результатом стали праздники, конференции, круглые столы и большое количество подготовленных научно-методических материалов с участием специалистов из различных городов России, что также укрепило роль Дворца пионеров в системе дополнительного образования детей в стране.
Режиссёрская команда Дворца
За время работы во Дворце мне как главному режиссёру-постановщику довелось сотрудничать со многими коллегами. Во время масштабных мероприятий наша режиссёрско-постановочная группа становилась намного больше за счёт участия талантливых педагогов и специалистов Дворца, среди которых наши ветераны и консультанты: Т. Д. Эгнаташвили, Л.В. Кузнецова, С.М. Костьева, О.Г. Парахина, В.Е. Соболев, М.С. Алешина, И.Н. Голяндина и, конечно, Н.А. Александрова с сотрудниками Музея истории детского движения.

Но все-таки я хотел бы вспомнить тех, с кем начинал свои первые творческие работы и у кого многому учился: главный режиссёр Дворца 1960-1970-х гг. Г.И. Левинсон, режиссёры той поры В.Л. Ловковская, С.С. Петров, коллеги, работающие в 80-90-е годы — В.Н. Петухов, Л.П. Морозова, Н.В. Заушникова, Т.В. Поклонова, В.А. Стоянова, М.В. Софонова, Г.В. Петрова...
С началом 2000-х годов состав нашей режиссёрской службы Управления массовых мероприятий ГБПОУ «Воробьевы горы» пополнился новыми профессионалами, которым выпала история создания новых праздничных событий Дворца пионеров, это режиссёры-постановщики С.В. Гоппен, П.В. Кулагина, Е.Ю. Калинина, М.В. Щигарева, помощники режиссёра Е.Б. Красовская, А.С. Петрова, Н. В. Панова, А.Ю. Пилюгина, специалист Е.М. Маркизова, сценарист А.В. Разбегина, актёр А.С. Соцков.

Желаю моим коллегам больших творческих успехов в продолжении славных традиций «праздников детства» ГБПОУ «Воробьевы горы»!
Ключ творческого контакта
У праздников детства есть уникальная возможность открывать для каждого нового поколения детей свой «ключ творческого контакта». Когда ребёнка зовут на праздник, не надо объяснять, что он должен делать — он просто в нем участвует!

Праздники во Дворце всегда были яркими и зрелищными. эмоционально насыщенными. Соединение культурно-досуговой и педагогической деятельности для детей и юношества требует особой творческой огранки, и Дворец всегда владел этим мастерством.

Думаю, что не за горами появление новых культурных проектов. Наверное, в них будет больше технологической составляющей, но всегда остаётся важна психология восприятия: «Мы играем, поучая, мы раскрываем творческий талант лучших». 
Праздники в своём многообразии: обучающие и развивающие, патриотические и гражданские. познавательные и мировоззренческие, это и есть наши праздники детства, которые воспитывают и формируют современное поколение нашего Отечества.

Совсем недавно мы ярко отметили 100-летие Комсомола и 100-летие пионерии, а также 85-летие Московского дворца пионеров. Праздничная эстафета поколений была хорошо принята современными детьми и молодёжью. Теперь нужно думать о новых событиях праздничного календаря детей нового поколения!