Марина Игоревна Егорова:
«И стать мы постараемся артистами в любой из наших будущих профессий»




Марина Игоревна Егорова работает в Ансамбле имени В.С. Локтева с 1982 года, окончила школу-студию при Государственном Академическом ансамбле народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева и Московский Государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Вся её жизнь с раннего детства связана с Ансамблем имени В.С. Локтева.

Учёба в Ансамбле
Я пришла заниматься в ансамбль в 6 лет. Моим первым педагогом была Елена Романовна Россе, у которой начинали творческий путь многие известные танцовщики: Владимир Васильев, Наталья Бессмертнова, Нина Чистова, Леонид и Юрий Ждановы, Анатолий Борзов, Анатолий Фёдоров, Елена Щербакова, Гюзель Апанаева, Николай Андросов, Тамара Лукьянова.
Очень хорошо помню, как я танцевала «Топотушки», «Калинку», «Школьную польку», «Утро пионерии», «К нам пришёл вожатый», «Тарантеллу», многие танцы из сюиты «Пионерская дружба» (узбекский, голландский, украинский, испанский, негритянский).
Но самый первый мой танец в ансамбле — это «Пионерская плясовая». Елена Романовна даже немного переделала этот танец специально для меня. Так как я умела хорошо делать шене, Елене Романовне пришла идея выпустить меня на сцену виртуозным вращением. Мое появление в этом танце всегда встречалось бурными зрительскими аплодисментами.
Школа-студия при ГААНТ СССР
Набор в студию проходил в то время один раз в четыре года, и по возрасту я не подходила — была младше на три года. Но мне очень повезло: меня смотрел сам Игорь Александрович Моисеев в присутствии всей труппы ансамбля. Я исполняла «веревочки» и вращения. Игорь Александрович просил баяниста играть все быстрее и быстрее, но я справилась. И он сказал: «Ну, теперь у нас одной Мариной станет больше».
У истоков создания хореографической группы ансамбля Локтева стояли Елена Романовна Россе и Владимир Семёнович Константиновский, которого в 1943 году художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца СССР И.А. Моисеев пригласил для организации и руководства школой по подготовке танцевальных кадров для ансамбля. Таким образом руководитель танцевальных групп пионерского ансамбля песни и пляски В.С. Константиновский стал первым директором школы-студии при ансамбле Моисеева. Впоследствии в ансамбле Локтева работали многие артисты и солисты ансамбля Моисеева: Л.Я. Булавинова (также мой педагог в ансамбле Локтева), В.И. Бакшеев, А.А. Борзов, И.Н. Березина.
Для всех нас, педагогов и детей Ансамбль Моисеева — это идеал, к которому мы должны стремиться. Педагоги ансамбля Локтева посещают мастер-классы и уроки школы-студии, учащиеся со своими родителями регулярно бывают на концертах ансамбля Моисеева. Школа-студия участвует во всех юбилейных концертах ансамбля Локтева в качестве почётных гостей. Елена Щербакова, художественный руководитель ансамбля Моисеева, и Гюзель Апанаева, директор школы-студии при ансамбле, а также многие педагоги студии, репетиторы и административные работники ансамбля Моисеева (Сергей Аникин, Юлия Шутова, Алексей Гладышев) начали свой творческий путь в ансамбле Локтева. Наши самые талантливые и способные дети поступают в школу-студию и работают в ансамбле Моисеева в качестве артистов и солистов.
Работа в ансамбле имени В.С. Локтева
Я пришла работать в ансамбль в 19 лет, и самым трудным для меня была ответственность за подготовку детей к репертуару. Мне казалось, что у меня недостаточно опыта. К счастью, я работала под руководством Е.Р.Россе, и она мне очень много помогала. Я постоянно училась у неё и у других педагогов ансамбля: С.Э. Стрельцовой, О.С. Монякиной и В.И. Бакшеева.
Самое интересное в работе педагога — это видеть эволюцию ребёнка, его технический и профессиональный рост, развитие его как личности. Я учу детей от восьми до восемнадцати лет, они взрослеют на моих глазах, меняются, соревнуются.
Сам процесс обучения — это 10-летний марафон. В возрасте 11 лет лучшие уходят в МГАХ, в 13 лет — в школу-студию ГААНТ. С ними очень жаль расставаться, но профессиональная ориентация это одна из целей нашей работы.
Основные задачи нашей работы — это, бесспорно, формирование личности ребёнка через процесс обучения хореографии, его физическое и эмоциональное развитие, расширение его кругозора и, естественно, качественное и профессиональное обучение основам хореографического искусства, а также репетиционный и постановочный процесс.
Ансамбль и дети
Очень важный фактор — дисциплина, без которой не бывает результата. Сюда входят и поведение, и форма одежды, и причёска. Профессиональные физические данные есть далеко не у всех учеников, но трудолюбие, работоспособность, выносливость, стремление к достижению поставленных целей и задач могут очень сильно влиять на результат. А в сочетании с природными физическими данными можно достичь высокого уровня мастерства.
Я работаю уже более сорока лет в ансамбле и могу сказать, что раньше учить детей было легче. Они были более внимательные, исполнительные, координированные, эмоциональные. Сейчас надо очень сильно изощряться, придумывать новые методы и способы привлечь и удержать их внимание, увлечь процессом.
Гастроли и участие в конкурсах — один из таких способов. В поездках дети лучше узнают друг друга, сплачиваются, становятся единой семьёй. Некоторые остаются друзьями на всю жизнь.
Многие выпускники ансамбля становятся профессиональными музыкантами, вокалистами, артистами балета, актёрами, но, как поётся в песне «Звенит звонок» Ю. Чичкова, «и стать мы постараемся артистами в любой из наших будущих профессий». Локтевцы в любой профессии находят творческое начало и идут по жизни с песней.
Репертуар ансамбля
В репертуаре ансамбля сегодня порядка сорока хореографических композиций для детей от 8 до 18 лет. Мы ставим новые танцы, принимая во внимание технические и актёрские возможности детей. К сожалению, физическая форма современного поколения детей оставляет желать лучшего: у них хорошо развита мелкая моторика, но очень плохие координация, пространственная ориентация, образное мышление и выносливость. Тем не менее в поставленных ранее композициях мы не меняем хореографию, а пытаемся добиться максимально хорошего исполнения от нынешнего состава.
Наша ближайшая задача — подготовка к юбилейному концерту ансамбля в Государственном Кремлёвском Дворце 8 апреля 2023 года. А постоянная и самая сложная задача — держать хороший исполнительский уровень, создавать новый репертуар, участвовать в конкурсах и фестивалях, пропагандировать детское творчество в России и за её пределами.