Давид Юстинович Данелия: «Выигрывали всё, что можно»

Давид Юстинович Данелия в мире гандбола известен в первую очередь как судья международного класса. Он судил Игры доброй воли, множество соревнований по гандболу от московского до международного уровня (международную категорию получил в 1984 году), снимался в кино, как испаноязычный специалист помогал спортсменам заключать контракты. И при этом остаётся педагогом дополнительного образования по гандболу Московского дворца пионеров, который, зная все тонкости игры и судейской работы, никогда не ругает своих юных подопечных: «Если на ребёнка кричать, он ничего не поймет».
И так уже 35 лет.

Становление в Тбилиси
…Я работаю во Дворце пионеров с 1987 года, с тех пор как официально переехал в Москву из Тбилиси. В Тбилиси я волею судеб был довольно востребованным актёром, снялся в порядка 20 картинах киностудии «Грузия-фильм». Работал как актёр и каскадёр, умел скакать на лошади, фехтовать, бороться, выполнять опасные трюки. Встречался на съёмочной площадке с Верико Анджапаридзе, Николаем Караченцовым, Александром Абдуловым. С Верико Анджапаридзе я снимался в возрасте девяти лет в фильме «Мамлюк» о египетском воине Хвичи «Махмуде»; фильм вышел в 1958 году. С молодыми Караченцовым и Абдуловым мы проходили пробы на «Узбекфильме» в фильм о басмачах. Мы подружились тогда, но пробы никто из на прошел, мы были «для массовки». Я в то время оканчивал исторический факультет Тбилисского университета, играл в гандбол за «Локомотив», начинал судить игры. Потом окончил Тбилисский институт физкультуры, кафедру игровых видов спорта.
В гандбол я влюбился в 1961 году: в Тбилиси проходил чемпионат СССР, гандбольный турнир в формате «семь на семь», тогда победил грузинский «Буревестник». Мой первый тренер Абшилава Джуаншер имел судейскую категорию, он преподал мне основы судейского мастерства. Спустя десятилетия я понимаю, как важно сохранять судейский тонус, анализировать свои и «чужие» матчи, отслеживать изменения в методике судейства, расписывать протоколы и отчёты неизменно подробно.
Звёздный гандбол Дворца пионеров
Во Дворец меня пригласил Вилен Тимофеевич Копейкин, с тех пор я здесь преподаю. Мой дом находится в семистах метрах от восьмого корпуса.
Когда я сюда пришёл, наша гандбольная школа была ведущей в Москве. У меня были хорошие дети 1990 года рождения, я вёл их команду, мы добились успехов. Копейкин всегда возглавлял сборную Москвы, они выигрывали всё, что можно. Мы сотрудничали со спортшколой № 22, там учились пловцы, стрелки, гандболисты. У меня в 22-й школе был гандбольный спорткласс: два раза в день тренировки. В школах ЮЗАО Москвы я организовывал гандбольные кружки, лучших ребят потом рекомендовал в команды Дворца.
Тренер Николай Иванович Дрепенкин, воспитаник Копейкина,  выигравший последнюю Спартакиаду 1992 года и много лет тренировавший сборную Кипра, недавно возглавил команду ветеранов, выпускников гандбольного направления «Дворец». Эта команда обыгрывала команду Суперлиги, в прошлом году хорошо себя показали, играя в четвертьфинале кубка России. Ветеранам есть что передать детям, но важно понимать разницу отбора спортсменов «тогда» и «сейчас»: раньше детей отбирали, проверяли их физические возможности, врачи подтверждали их готовность.
В нашем 8 корпусе располагался великолепный медицинский центр, филиал первого диспансера. Все комнаты 8 корпуса были оборудованы как врачебные кабинеты, дети проходили здесь медосмотр. Команды Дворца часто выезжали на соревнования, до 10 раз в год. Участие в соревнованиях невероятно развивает уровень игры, дает стимул, дает возможность увидеть, как играют другие, научиться новым приёмам, завязать профессиональные знакомства.
Среди олимпийских чемпионов мира, обучавшихся во Дворце — Ольга Дуйшебаева (Шишкина), чемпионка мира 1990 года, она играла в «Луче», женской гандбольной команде Москомспорта. Воспитанник Копейкина Юрий Кидяев — олимпийский чемпион Монреаля 1976 года. Среди моих учеников — член сборной России Глеб Калараш, сейчас он играет в немецком клубе.
У гандбольного зала 8 корпуса сейчас нет лицензии, чтобы проводить турниры и приглашать другие команды, хотя наш зал подходит для этого, у нас есть и раздевалки, и душевые, и охрана, которая мало кому доступна на таком уровне. Сейчас играем на первенстве Москвы в Бескудниково, в Царицыно, там есть лицензированные залы.
Чувство командной игры
Чем хорош гандбол как вид спорта: для общего развития он подходит людям самых разных физических данных, а для высокого уровня надо быть всесторонне развитым. Всё должно отлично работать: ноги, руки, голова. Без головы ты не сыграешь: гандбол — умная контактная игра, в ней надо хорошо соображать, видеть, чувствовать партнёра, делать эффективные передачи, совершенствовать технику, тактику, броски — развитие должно быть всесторонним.
Да, есть эффективные индивидуалисты с рабочим прыжком или броском, но остальные должны ему создать условия для этого прыжка и броска. Игры, развивающие командный дух, помогают добиваться высот не только в спорте. Один из самых известных учеников Вилена Тимофеевича Копейкина — Дмитрий Рогозин, российский политик и государственный деятель.
Судья Давид Данелия
Я возглавлял судейскую коллегию Москомспорта на протяжении ряда лет, обучал молодых судей. У меня большой судейский опыт, который я стараюсь усмирять, когда работаю с детьми. Конечно, я вижу ошибки, и дети, конечно, это понимают. В судействе есть свой кодекс поведения и шуточки, например, приём «голливуд», которым пользуются игроки, когда хотят обхитрить даже не соперника (это обычное дело), а судью. Игрок пытается показать, что было нарушение и специально падает — разыгрывает «голливуд». Мне, как бывшему актёру и профессиональному игроку, такие вещи очевидны. С 2010 года я работаю на матчах делегатом (инспектором судей). Делаю нарезки записей игры, готовлю репорт (отчёт), веду протокол, кто как играл, фиксирую цвет формы, составляю таблицы судейских оценок.
Ошибки видеть можно и нужно, но наказывать детей за них нельзя. Обрушивать всю тяжесть своего судейского опыта на ребёнка, кричать не стоит. Ребёнок меньше поймёт, если начнешь на него кричать. Не крик приводит к победам в большом спорте, а методичная многолетняя работа, профессиональные условия обучения, участие в соревнованиях, грамотное понимание возможностей каждого игрока.