Дина Исаевна Браславская: «Мастерство остаётся в руках»



Дина Исаевна Браславская пришла во Дворец ребёнком, а теперь уже много лет работает здесь педагогом изо и декоративно-прикладного искусства. Её отец, советский художник-график Исай Браславский, когда-то привёл дочь-школьницу сюда на занятия. И получилось так, что Дина Исаевна работает во Дворце больше 30 лет.

Путь во Дворец
С Дворцом моё знакомство началось в девять лет, когда отец привёл меня сюда и спросил, чем я хочу заниматься: рисовать, лепить, танцевать? Я выбрала лепку. Рисовала я дома с папой с четырёх лет, а в скульптурной мастерской прозанималась с огромным удовольствием два года. Атмосфера на занятиях всегда была очень доброжелательной и творческой, авторитетом никто не подавлял. Любовь к скульптуре осталась со мной: до сих пор увлечённо леплю с детьми младшего возраста. Причём пластилин люблю больше, чем глину.
...Потом папа привёл меня на экзамен в московскую среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова, куда я и поступила; сейчас она называется МАХЛ РАХ и находится на Крымском валу, а в моём детстве эта школа находилась напротив Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. На переменках мы бегали со своими школьными синенькими удостоверениями посмотреть, как, например, написал голову или руку Иоанна Крестителя великий живописец А.А. Иванов, или полюбоваться на колорит и композицию пейзажей замечательных русских художников-импрессионистов. Там я проучилась семь лет и могу сказать, что это был интереснейший период становления меня как художника.
Отец мой был членом московского отделения Союза художников, от которого его направляли в состав жюри эстетической комиссии по детскому творчеству, и он часто бывал в изостудии Дворца в составе жюри детских выставок — международных, городских, дворцовских. Он иллюстрировал книги Самуила Маршака, Агнии Барто, Аркадия Гайдара, многих авторов-современников и русских классиков — Николая Некрасова, Льва Толстого, Антона Чехова, Сергея Есенина, работал в «Детгизе» с 1952 по 1968 годы. Московский дворец пионеров он хорошо знал и он однажды спросил, не хотелось бы мне помечтать работать здесь, когда стану взрослой. Но путь в педагогический коллектив Дворца был долгим, маленькой девочкой я об этом и не думала.
Я стала художником-технологом производства, окончив московский Текстильный институт им. А.Н. Косыгина, факультет прикладного искусства, а затем проработала по распределению шесть лет на производстве в художественной мастерской, а также колористом в объединении «Весна». Здесь были замечательные мастера, художники-прикладники, такие как Ирина Трофимова, в настоящее время член-корреспондент Российской Академии художеств, чьи опыт, мастерство и художественный вкус были мне примером. Сильное впечатление производили её монументальные, во всю высоту выставочного зала, батики на персональных выставках.
В мастерской создавались эскизы будущих платков и знаменитых нарядных шалей с шёлковыми кистями, которые печатались под наблюдением художника на современном оборудовании, а потом продавались во всех регионах Советского союза и за рубежом. Периодически художники мастерской отправлялись в творческие командировки, выбирая любой маршрут по стране, включая дальние — Среднюю Азию. Самарканд, Урал и ближние — Санкт-Петербург (Ленинград), Золотое кольцо, малые города Подмосковья. Они привозили целые папки живописных и графических работ, а также впечатления, полученные в музеях, иногда в запасниках. В дальнейшем это давало нам материал для работы на длительный период.
В свободное время я приходила в мастерскую ручной росписи шёлковых тканей и платков, где часами наблюдала и училась у мастеров секретам и тонкостям росписи. Это было чудо — из-под рук мастерицы ловко и быстро, с помощью стеклянной трубочки, кисти и красителей на глазах появлялись великолепные композиции: сказочные растения, цветы, птицы, архитектурные ансамбли. Я ещё не подозревала тогда, что этот ценный опыт позже пригодился мне в работе с учениками.
С рождением двоих детей в 1983 году я перешла на работу с детским коллективом. Это был ДК имени Павлика Морозова Трёхгорной мануфактуры — ведущего производства в лёгкой промышленности. Так я стала педагогом изобразительного и прикладного искусства, тогда это называлось «руководитель кружка». Ранее мой папа по заданию Союза художников организовал здесь изостудию, вывел её на звание народной. Позднее, будучи студенткой, я иногда заменяла отца на занятиях во время его творческих командировок, хотя по возрасту была всего на несколько лет старше некоторых учеников. Это был первый педагогический опыт. Рисунки и батики моих ребят становились лауреатами и дипломантами больших конкурсов «Золотая кисточка», «Я вижу мир» и других, многие из которых проходили во Дворце. Тогда было подтверждено звание коллектива.
Дальше — годы перестройки, время перемен. Этот период совпал с приглашением на должность руководителя кружка в изостудию тогда отдела художественного творчества Дворца (с 2005 года — центр художественного образования) и с 1989 по настоящее время я здесь работаю (2 года в качестве совместителя, затем на постоянной основе). Я пришла в сильнейшую изостудию Москвы, и я это понимала.
Здесь собрался интересный коллектив творческих людей, было у кого перенимать опыт и мастерство. Елена Михайловна Круглова, Янина Георгиевна Быкова — руководитель изостудии и педагог, Михаил Сергеевич Голицын, Полина Ивановна Орлова, Ольга Юрьевна Иродова, Ирина Ивановна Волобуева, Андрей Михайлович Павлюк, Нина Григорьевна Богданова, Елена Павловна Демидова, Анатолий Георгиевич Бортник, Александр Алексеевич Смирнов, позднее Виктор Алипиевич Барышев и другие педагоги. С такими коллегами хотелось всё делать по высшему разряду.
Возглавляла наш отдел художественного творчества долгие годы Марина Степановна Алёшина, прекрасный человек и мудрый руководитель, автор идеи и содержания программы «Наша земля — наше наследие», объединяющей впоследствии деятельность всех направлений отдела. Наш отдел был одним из сильных и уважаемых во Дворце.
С первых же дней я вела группы детей и младшего, и старшего школьного возраста — с каждым своя специфика, поэтому необходимо было много учиться. Из значимых периодов хотелось бы отметить работу в комплексной группе изостудии, куда вошли наиболее талантливые ученики с высокой мотивацией, планировавшие поступление в творческие вузы. Они занимались по интересной, продуманной до мелочей программе, куда входил целый комплекс предметов: академический рисунок, живопись, композиция, скульптура и художественная роспись ткани — батик (как знакомство с декоративным направлением в изобразительном искусстве, который я и вела). Здесь всё сошлось — ведь по первому диплому я художник по ткани. Дети охотно приходили на дополнительные занятия и в свободное время мы выезжали на пленэры в красивейшие места: особо запомнились поездки в Михайловское и Болдино, Переславль-Залесский, затем большим событием стала поездка в Италию. Это давало детям мощный стимул для создания интересных, оригинальных авторских работ. Эти и другие свои группы, ставшие родными, я продолжала вести и после назначения на должность заведующей лабораторией ткани и дерева.
Значимым событием стало приглашение работать в составе коллектива школы раннего развития «Пингвин-школа» для деток в возрасте от трёх до шести лет. Её основатель, создатель программы, авторитетный педагог Лариса Николаевна Блинова бессменно руководит ею и в настоящее время, когда студия «разрослась» и преобразовалась в центр «Пингвин», а я более 25 лет по-прежнему веду занятия по живописи и лепке. И опять необходимо было много учиться у специалистов — к такому нежному детскому возрасту требуются особые подходы. Ведь в этом случае особенно актуально правило «не навреди», важны игровые формы, концентрация внимания, готовность находчиво ответить на неожиданные вопросы, умение вдохновить ребёнка на выполнение творческого задания в течение короткого получасового занятия, по окончании которого он гордо выносит своё произведение родителям. Мною выбран метод «сделай, как я», где поэтапное совместное выполнение элементов рисунка из кругов, линий, пятен, мазков, заливок или текущих, как живые, красок по сырой бумаге на глазах у ребёнка собирает всё в единую цельную композицию, и оказывается, что это просто и легко, к его огромному удивлению и счастью. Есть восточная мудрость: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я пойму».
Жизнь не стоит на месте
С благодарностью хочу сказать тёплые слова о нашей Римме Тимофеевне Селивановой, долгие годы заведующей учебной частью отдела, а затем и центра художественного образования. Чёткий, дисциплинированный, интеллигентный человек, педагог художественного слова с огромным опытом, она охотно и безотказно помогала нам, педагогам и заведующим мастерскими в той части обязанностей, которая не всегда любима — заполнении журналов, отчётов, планов.
В начале 2000-х годов лаборатория дерева и ткани преобразовалась в структурное подразделение студии декоративно-прикладного творчества, которым долгие годы заведовала Ольга Степановна Молотобарова — удивительный человек: замечательный руководитель и педагог, творческий, талантливый художник, чьи работы в технике кружевоплетения, вышивки, а также декоративные игрушки вызывали восхищение, её знал и уважал каждый сотрудник Дворца. Выпускники, воспитанники студии составляли основу педагогического коллектива. Елена Анатольевна Иванова, Наталья Васильевна Воропаева, Татьяна Борисовна Шамардина, Татьяна Михайловна Дигурова, Ирина Николаевна Скворцова, Елена Евгеньевна Лебедева, Валентина Ивановна Селивахина, позднее Наталья Николаевна Муранова. Каждый — личность и большой профессионал.
Михаил Сергеевич Голицын — человек-легенда. Геолог по профессии и образованию, кандидат минералогических наук, мастер художественный резьбы по дереву. Из-под его рук выходили образы зверей, вазы, солонки и шкатулки из разных пород дерева. Всё — фактурно, со вкусом, фантазией, в индивидуальном стиле. Совместные выставки его и многочисленных учеников неизменно привлекали внимание. Основой деятельности студии (с 2005 года — отдела) было и остаётся приобщение детей к искусству и традициям народов различных регионов России. Сколько же было интересных дел! Экспедиции в рамках учебно-исследовательской программы,
география которых насчитывает сотню городов; праздники для детей всех учебных групп «Солнце — на лето, зима — на мороз», защита дипломных проектов Школы художественных ремёсел, мастер-классы, вечера выпускников, организация курсов повышения квалификации педагогов-прикладников.
«Юные таланты Московии»
Дворец — это огромная страна детства. Тут на практике реализуются масштабные, интересные, традиционные и новаторские проекты, одним из которых стал Московский городской фестиваль «Юные таланты Московии». И начался новый яркий период моей жизни во Дворце, наполненный событиями, впечатлениями. Мероприятия фестиваля проводились по многим жанрам и практически все детские коллективы учреждений дополнительного образования, а также художественных и общеобразовательных школ Москвы принимали в нём участие. Совместно с Ольгой Степановной мы были назначены городскими кураторами фестиваля в жанре декоративно-прикладного творчества, разделив ответственность за его многочисленные направления. Так, Ольга Степановна отвечала за вышивку, кружевоплетение, бисероплетение, вязание, лоскутное шитьё, декоративную игрушку (впоследствии эту эстафету приняла Ирина Николаевна Скворцова), а я курировала такие направления, как роспись ткани и дерева, резьба по дереву, гобелен, народная игрушка, художественная обработка металла, кости, стекла.
Благодаря «Талантам Московии» художественный уровень детских творческих работ по всем направлениям явно вырос, это стало заметно по многочисленным выставкам. На их фоне мы проводили методические объединения для педагогов города, где активно делились наработками и идеями сами педагоги, а также приглашённые специалисты, художники, искусствоведы, дизайнеры.
Хотелось бы выделить роль выездных методобъединений с группами педагогов города на родину известных художественных промыслов — в Сергиев Посад, Гжель, Хотьково, Павловский Посад, Софрино, Богородск, Дулёво и многие другие. Мы подружились, общаемся. Также мы посещали училища и колледжи по подготовке профессиональных художников, затем приезжали на экскурсию с детскими группами, и дети могли своими руками под руководством мастеров слепить, например, вазу или блюдо на гончарном круге, или расписать красочный поднос на мастер-классе. А как они удивлялись, когда из кусочков дерева им удавалось создать фигурку медведя или сказочной птицы, и поделка при этом ещё и могла двигаться. Часто эти ребята представляли наиболее глубокие доклады и творческие произведения на ежегодной городской конференции учебно-исследовательских работ. Академик Д.С. Лихачёв справедливо отмечал: «...Глубокое проникновение в культуры прошлого и культуры других народов сближает времена и страны. Единство мира становится всё более ощутимым. Расстояние между культурами сокращается и всё меньше остаётся места... Это величайшая заслуга гуманитарных наук и самих искусств».
В рамках «Талантов Московии» мы оформили колоссальное количество выставок, проводили мастер-классы на лучших площадках: в Храме Христа Спасителя, концертном зале «Россия», Колонном зале Дома союзов.
Наши выпускники: мастерство в руках
Игорь Сухов окончил МАРХИ, он архитектор. Анна Быкова окончила Текстильный университет — художник. Дарья Осечкина окончила художественно-графический факультет Ленинского педагогического института — преподаватель, Дарья Барышева — выпускник знаменитой Строгановки, Елена Кунина — дизайнер, отделение текстиля, художник. Ирина Яковлева, Ирина Павлова — одарённые девочки, одни из лучших выпускниц. Они выбрали профессии, не связанные с искусством, но их любовь и увлечённость остались для досуга. Ира Павлова уже приводит на занятия свою дочку. У них остаётся мастерство в руках, это большая ценность, что подтверждает и восточная мудрость: «Мастерство и ремесло — что золотой браслет на руке».
С переходом в студию декоративно-прикладного творчества я подключилась к реализации большой образовательной комплексной программы — Школы художественных ремёсел с отделениями росписи по дереву, вышивки, кружевоплетения, росписи ткани. Из неё вышло очень много тех, кто потом окончил художественные вузы и сделал художественное творчество своим увлечением на всю жизнь. У них остаётся мастерство в руках.
После 1991 года многое менялось, но во Дворце главное оставалось на своих местах — это ощущение стабильности и защищённости. Мне посчастливилось разделить вот этот дворцовский дух «делай что должно...», было время творчества и эксперимента, приходили интересные, одарённые дети, заинтересованные родители-энтузиасты.
Это время отмечено созданием большого количества авторских программ, в чём нам помогал методический отдел во главе с Ниной Владимировной Клёновой — это был расцвет головного методического отдела. До этого периода мы работали в основном по типовым программам, а в 90-х при поддержке наших методистов научились писать авторские программы, которыми педагоги страны пользуются до сих пор. Я тоже создала свою программу «Мир фантазии в батике», она стала лауреатом конкурса авторских программ, я и сегодня работаю по ней, программа востребована коллегами. Я благодарна Нине Владимировне за её неоценимую помощь.
Мой Дворец: настоящее и будущее
Ускоряется темп жизни, дети меняются. Сейчас, в век компьютеризации, востребован быстрый результат.
Я широко использую современную систему мастер-классов, а ведь раньше мы могли одну работу делать месяцами (особенно Школа ремёсел). От изначальной идеи до эскиза в натуральную величину и воплощения в материале проходили месяцы, но дети занимались с удовольствием.
По окончании программы через три года мы защищали диплом. Приходили специалисты по этому направлению, работники производства, художники, директор Дворца. Комиссия писала отзывы на работу. Приходил ребёнок с родителями и друзьями, защищал свой проект и получал диплом, шёл, скорее всего, в вуз, или же это оставалось хобби на всю жизнь.
Сейчас у нас есть Детская художественная школа, аналог комплексной группы. Мы набираем детей от 9 до 16 лет. ДХШ первой ступени — двухгодичная программа, ДХШ второй ступени — трёхгодичная программа. Но основные группы работают в режиме мастер-класса, быстрого результата.
Я рада, что программа до сих пор пользуется популярностью у педагогов. Ведь задача нас, педагогов дополнительного образования — дать то, что не успевают рассказать в школе, не показывают в силу разной мотивированности класса. А у нас ребёнок понимает, что интересно именно ему, открывает свои эмоции и до конца проявляет способности. Я рада, что причастна к этому процессу.
«Радость творчества есть высшее проявление человеческой сущности. Жить с ощущением этой радости или жить без него — огромная разница» (К. Паустовский).