Ирина Владимировна Архипова:«Во дворец люди приходят и остаются»


Ирина Владимировна Архипова пришла работать в издательский отдел Московского дворца пионеров выпускницей Полиграфического института в 1982 году и с тех пор работает во Дворце. Тысячи страниц текстов про историю пионерии и детские мероприятия прошли через ее глаза и руки, и Ирина Владимировна относится к каждому диплому, сборнику, анонсу профильной смены с большим вниманием, ведь к этому обязывает редакторская работа.



Дружный коллектив
Как многие, я пришла во дворец совершенно случайно и осталась здесь на всю жизнь. Закончив редакционно-издательский факультет Полиграфического института, собиралась совершенно в другое место. Но моя дипломная работа попала на рецензирование предыдущему редактору издательского отдела дворца Галине Ергаевой. Я встретилась с ней на ее новом месте работы в журнале «Советское фото», мы разговорились, и она предложила мне прийти во дворец. Я тогда жила довольно близко, мне было удобно, действовала эскалаторная галерея от метро «Воробьевы горы», сейчас заработавшая снова, и я согласилась. Технологию полиграфического производства в институте мы проходили, все это пригодилось.
Коллектив был небольшой и очень дружный. Начальником отдела был Нагач Владимир Викентьевич, до дворца он работал в «Пионерской правде» журналистом, ветеран войны, у нас в кабинете периодически собирался ветеранский совет Лиозненско-Витебской дивизии.
Когда я вышла на работу, Владимир Викентьевич повел меня знакомиться к заместителю директора и в методический отдел, где были секторы комсомольской, пионерской, октябрятской и лагерной работы.
Мне дали задание сделать редакционное заключение на машинописную рукопись брошюры о дворце. Было очень интересно, я активно подключилась и сразу познакомилась со структурой. Моя задача как редактора была такой: править, отдавать машинистке для перепечатки, вычитывать. На старых изданиях видно, что это машинописный текст. И если нужно было что-то исправить, эту компенсационную правку наклеивали сверху на первоначальный вариант.
Перед типографией материалы отдавались в Главлит ‒ Главное управление по делам литературы и издательств, цензурный орган. Я ездила туда, в Оружейный переулок, иногда вместо Сергея Головко, нашего лаборанта. Наши цензоры доброжелательно к нам относились, правили не так много, например, названия заводов, которые нельзя было упоминать. После того как тираж приходил, делалась разноска обязательных экземпляров по списку. Ежегодно необходимо было получать разрешение на полиграфическую деятельность в районном управлении внутренних дел, представлять список оборудования.
От ротатора к ксероксу
Я пришла во дворец в 1982 году. Редакционно-издательский отдел располагался здесь же, в 8-м корпусе: три комнатки и фотолаборатория, комната редакции была на четвертом этаже. Из техники у нас был ротапринт «Ромайор-314» ‒ офсетная одноцветная тиражная машина, на ней печатали тысячные тиражи. Чтобы сделать что-то двухцветное, надо было смывать валики и заряжать разную краску по очереди. Было это нечасто, полноцветные работы сдавали в типографии. Я вспоминаю, что на ротапринте первое время работала совместителем девушка-печатница, которая приезжала вечером, мы оставляли ей готовые формы для печати. А затем из методического отдела к нам перевели лаборанта Андрея Михайлова. Владимир Викентьевич отправил его на стажировку в типографию, он получил разряд печатника и работал мастером, а затем старшим мастером до 2015 года.
Наши сотрудницы Клавдия Николаевна Фадеева и Валентина Петровна Артемова занимались послепечатной обработкой: вручную подбирали, фальцевали, сшивали и обрезали брошюры, копировали документы на ротаторе. Ротатор в те времена заменял ксерокс ‒ машинистки печатали текст на восковках (специально пропитанная бумага), их закрепляли на заправленный краской и бумагой барабан, крутили его вручную и на бумаге копировался текст. Позже появился электрический ротатор и оборудование, на котором можно было на специальной черной пленке выжигать текст и даже рисунки, а потом делать трафаретную печать.
Была техника для подготовки офсетных форм ‒ центрифуги, где напыляли чувствительный раствор на алюминиевую фольгу, затем на копировальной раме на фольгу накладывали негатив (фото оригинала) и выдерживали определенное время под специальными лампами. Таким образом, на форме появлялись воспринимающие краску участки. В фотолаборатории стоял огромный, на несколько метров, горизонтальный фотоаппарат. На нем получали негативы до А3 формата.
В 1980-х годах мы ежегодно печатали в типографиях афиши на запись в кружки формата А1. Каждый отдел давал для афиши информацию о себе, афиши набирали высокой печатью в голубом и красном цвете, ближайшие к дворцу районы все были ими обклеены. Красочные билеты на массовые мероприятия сдавались в типографии: у нас был склад форм высокой печати, свинцовые формы на деревяшках мы отвозили в типографии для цветных заказов.
Рядом с нами находился кабинет истории пионерской организации. Руководитель кабинета, Игошкин Валентин Яковлевич, принадлежал к когорте уникальных людей дворца. Он автор плакатов формата А1 (60х90 см) в сине-красном исполнении на тему символов и ритуалов пионерской организации. Эти плакаты мы сдавали в типографию «Авангард» на Нагорной улице.
В 1980-х важное место в работе дворца занимала подготовка актива пионерских дружин школ Москвы, которых было больше 1000. В дни актива приезжала вся дружина школы, строилась около памятника Мальчишу-Кибальчишу, с горнами и барабанами проходила маршем до главного корпуса, в большом гостином зале проходила торжественная линейка, а ребята распределялись по направлениям пионеров-инструкторов: изобразительное искусство, спорт, туристы, организаторы «Зарницы», культмассовый отдел, отдел техники, танцевальные студии и библиотека.
Сразу было понятно: во дворце атмосфера уникальная. Люди, пришедшие во дворец, если совпадают с этой атмосферой, остаются надолго. Так произошло и со мной.
Наша работа в 1980-х годах была ориентирована на календарь праздников, который формировался отделом политико-массовой работы. Традиционные даты этого календаря: новогодняя елка, осенняя Неделя игры и игрушки, весенняя Неделя книги, День рождения комсомола, День юного героя-антифашиста, День рождения пионерской организации, День защиты детей, лагерная работа. Дворец был методическим центром для всего Советского Союза наряду с ленинградским и киевским дворцами пионеров. Мы издавали справочники по вожатской работе ко всем крупным мероприятиям, памятки пионерам-инструкторам. Методический отдел работал без остановки, методическая литература была очень востребована. Тиражи были большие, по несколько тысяч, хватало на московские школы и для приезжих из разных городов.
В конце 1980-х в отделе вместо ротатора появился первый во дворце ксерокс, вместо пишущей машинки ‒ машинка с разнокеглевым шрифтом, на которой можно было набирать тексты. И это взамен наборной кассы, когда для фотоаппарата на специальных верстатках в зеркальном отражении набирали по буковкам тексты приглашений, потом полоски зеркально набранного текста фотографировались и из них выклеивали макет билета.
В это время проводилась реконструкция 8 корпуса ‒ строительство перемычки между спортивным и нашим корпусом (сейчас там располагается бухгалтерия). Типография оставалась на месте (резальную гильотину невозможно было передвинуть), редакцию перевели в 5 корпус, а для ксерокса выделили помещение на 2 этаже 4 корпуса.
В это время из радиокомитета в наш отдел пришла Елена Леонидовна Дрожжина, она работала на должности редактора, а затем ‒ заместителя заведующего отделом до 2012 года. А в 1988 году в типографию мастером пришел Сергей Владимирович Скотников, он до сих пор работает в отделе, на нем сейчас вся послепечатная обработка продукции.
В ногу со временем
В начале 1990-х у нас, одних из первых, появились компьютеры. Стало проще готовить оригинал-макеты. С появлением цветных лазерных принтеров реализовалась возможность полноцветной (а не двухцветной) печати афиш, приглашений и другой продукции. Еще были времена, когда принтер нужно было включать в список разрешительных документов для милиции. Также нас контролировали пожарные и санэпидстанция. Когда подсоединили холл, где мы сейчас работаем, пожарные потребовали сделать капитальную кирпичную стену, что и было выполнено.
К 1998 году, в период Всемирных юношеских игр, появилось больше компьютеров и цветных тиражных принтеров. Это был активный период работы нашего отдела. Даже ночью мы допечатывали тираж газеты «Московский воробей», во время игр вышло четыре номера. Нас курировала в тот период Ирина Евгеньевна Шадрина (Ригина). Она состояла в городском совете пионерской организации и была заместителем директора по методической работе.
В это время в наш отдел пришла Валентина Анатольевна Томилина, надо было верстать и печатать газету «Московский воробей», и она помогала нам освоить программу Page maker. Валентина Анатольевна работала в журнале «Пожарное дело», какое-то время была у нас совместителем, а затем (в 2008 г.) перешла на постоянную должность редактора и работает до сих пор.
В конце 1990-х Главлит закрыли, мы работали по лицензии, потом ‒ по 23 Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг» уже не нужно было оформлять лицензию. Мы стали отвозить в Книжную палату по 17 обязательных экземпляров изданий с ISBN.
В новом тысячелетии
В 2000-х годах значительно увеличилось количество заказов (до 1000 в год) и объем печатной продукции. Городской методический центр под руководством Нины Владимировны Клёновой активно издавал сборники конференций, программ, образовательно-методических комплексов. Мы печатали научные сборники статей о культуре детства, о космическом образовании, методические разработки мастер-классов, публикации по анализу празднично-игровой культуры, методику поурочного планирования учебного материала, дидактику. Много внимания уделялось учебно-исследовательской деятельности школьников, которые участвовали в творческих проектах, конкурсах, писали работы по итогам летних экспедиций. Иногда культурологи проводили детские конференции, а мы печатали сборники детских докладов. Педагоги, подтверждающие свою квалификацию, готовили к печати свои методические разработки. Публиковались и детские творческие работы, поэтические тетради, литературные сборники, каталоги выставок и т. д.

Редакционно-издательский отдел полностью обеспечивал учебно-образовательную, массовую, методическую и административно-хозяйственную деятельность всех подразделений, подчинялся заместителю директора дворца (И.Е. Шадрина, В.Е. Соболев и др.).
Все заказы выполнялись в любом случае в срок, сотрудники при необходимости оставались сверхурочно, работали на принципе взаимозаменяемости, осваивали новые технологии, бережно относились к технике. У нас до сих пор на ходу буклетмейкер для сшивания брошюр, листоподборка Uhida, биговщик, фальцовочная машина, термоклеевая машина Boway, проволокошвейный и резальный аппараты 1967 года!
В 2013 году на должность заведующего отделом пришла Ирина Владимировна Супрун. В этот период был осуществлен ремонт в подразделении оперативной полиграфии, пополнилось типографское оборудование. После декрета она вернулась во дворец и работает сейчас.
С момента вливания дворца в крупный образовательный комплекс ГБОУ «Воробьевы горы» поменялся характер печатной продукции. Изменились потребности, стало больше событий, а редакционно-издательский отдел отражает процессы, происходящие во дворце и дополнительном образовании. Мы были и есть производственно-техническая база дворца с задачами оперативной полиграфии.
С течением времени повысилось требование к художественному оформлению изданий. Штат отдела увеличился, и его переименовали в отдел дизайна и печати. На сегодняшний день в отделе работают семь графических дизайнеров, среди которых начальник отдела Лисина Мария Александровна, а также Дмитрий Петрович Терентьев, Алексей Владимирович Карташов, Бульба Полина Игоревна, Хохлова Мария Владимировна, Цой Ксения Геннадьевна и Мацкова Анна Владимировна.
Методические материалы сейчас выпускаются в меньшем количестве, а вот раздаточного материала стало очень много. Для выполнения всех объемов наших растущих задач нужен новый хороший полноцветный аппарат с постоянным наличием запасов расходных материалов, а у нас в отделе только один цветной, и мы им очень дорожим, потому что современные реалии требуют того, чтобы вся сегодняшняя печатная продукция была в цвете.
Профильные смены и проекты Управления городских программ, фестивали, спортивные и другие мероприятия требуют большого количества раздаточного материала, рекламных и наградных документов. Афиши, листовки, дипломы, благодарности, бейджи, именные сертификаты, вся наградная продукция по видам печатается у нас.

В связи с прошедшей реставрацией перед Московским дворцом пионеров открываются новые перспективы. Оживают исторические корпуса, постепенно снова наполняются голосами и смехом детей. Хотелось бы, чтобы редакционно-издательское подразделение и в дальнейшем было необходимо нашему учреждению и соответствовало новым требованиям дополнительного образования.