Анна Алексеевна Егорова: «Ансамбль Локтева —
это уникальное наследство»


Анна Алексеевна Егорова работает в Ансамбле имени Владимира Сергеевича Локтева с 1971 года — по документам, а на самом деле уже 53 года. Хор «Колокольчик», хор «Пионер», хор «Юность» – тысячи мальчишек и девчонок прошли через репетиции с Анной Алексеевной, постигали вместе с ней азы коллективного пения, повидали множество стран на гастролях, выступали в госпиталях и домах престарелых. Сегодня Анна Алексеевна работает хормейстером в камерном хоре ансамбля. Её голос по-прежнему молод и звенит, как колокольчик.

О том, как мы появились
Ансамбль имени Владимира Сергеевича Локтева был создан в 1937 году при участии Александра Васильевича Александрова. В 1928 году он, будучи регентом Храма Христа Спасителя, создал Ансамбль Красной Армии. Сначала он сказал Сталину: «Как же я могу, я регент, я служу Богу». И получил ответ: «Спокойно. Служишь Богу, а теперь послужишь народу». Ему дали три недели. Что сделал Александров: поехал в глухие-глухие деревни и стал слушать мужчин, которые поют на завалинках. Ему было нужно найти басов октавистов, это главные голоса в мужском ансамбле. Он нашёл восемь человек, самородков, и добавил к ним консерваторских образованных певцов. Через три недели был готов хор под баян.
И в 1937 году Сталин сказал Александрову: «А теперь нужен детский ансамбль». И ансамбль московского городского дома пионеров тоже начинал под баян. Потом добавили две балалайки, ударника: появился маленький оркестрик. Потом Владимир Сергеевич Локтев, пришедший в 1942 году, нашел Елену Романовну Россе в Доме пионеров Перовского района и пригласил ее работать в ансамбль. Так творческий альянс Елены Романовны Россе, Владимира Сергеевича Локтева и баяниста Николая Петровича Губарькова заложил основы репертуара ансамбля, который отмечает в 2023 году свое 85-летие.
Как я попала в ансамбль
Молоденькой девочкой я поступила в музыкальное училище. Подрабатывала в доме культуры, училась на вечернем в музыкальном училище. Поступила в пединститут на музыкально-хоровое отделение. Нам сказали: вы студенты пединститута, вы должны работать в школе. И я пришла вот буквально в первую попавшуюся школу, которая мне приглянулась, и говорю: хочу у вас работать. Это была 625-я школа на улице Шверника, там как раз не было учителя пения. Директор школы, ей было тогда 35 лет и она казалась мне старушкой, спросила: «О чём вы мечтаете?» — «Мечтаю, чтобы пионерская дружина стояла в зале и все пели «Знает север, знает юг: пионер — хороший друг!». По радио локтевские песни тогда гремели. Директор показала большой палец: «здорово», и именно так скоро и было.
Но, чтобы добиться этого «здорово», одного урока пения в неделю мало. Хоровые занятия были каждый день, с половины восьмого до половины девятого утра. Придумала для детей «манок»: они сами звонили мне по очереди по утрам и будили меня. «Если вы меня разбудите, я приеду и проведу с вами хор», а им же интересно покомандовать учителем. И мы занимались.
Так получилось, что в нашем хоре пела дочь Владимира Сергеевича Локтева. Однажды голову в дверь моего хорового класса просовывает Владимир Сергеевич, которого я тогда лично не знала, и говорит: «Я Локтев». Заглянув в класс, он сказал: «Если бы я не услышал собственными ушами, никогда бы не поверил, что моя дочка каждое утро идет петь в школу к 7.30!»

Услышав нашу работу, Владимир Сергеевич сказал: «А вы не хотели бы работать у меня в ансамбле?», и я ему ответила: «Владимир Сергеевич, я перед вами преклоняюсь, но я очень люблю свою школу. И не могу представить свою жизнь в каком-то другом месте». Кроме утреннего хора, уроков пения, к тому моменту я ещё добилась факультатива у всех классов начальной школы. Директор предупредила меня, что не может мне платить ни за хор, ни за факультативы. Но я была благодарна, мне разрешают работать. Для меня это всегда было высшим счастьем. Локтеву я сказала в ту единственную и знаменательную встречу: «Хочу вам в ближайшем будущем показать, как мы поём всей дружиной!», он поаплодировал и ушёл. Владимир Сергеевич умер через три года после этой встречи. Потом, спустя годы, когда я пришла работать в ансамбль, мне рассказывали про этот случай, как он пришел на нашу школьную репетицию и сказал: «Вы знаете, я сегодня был в школе, там такая учительница!»
Встреча с супругой Никсона
Я влилась в коллектив ансамбля в 1969 году. Моя трудовая книжка лежит во Дворце с 1970-го — не могла сразу расстаться со своей 625-й школой. С 1970 по 1980-й я вела два детских хора, «Колокольчик» и «Пионер», потом ребята переходили в хор «Юность». Было много репетиций, много встреч, но об одной, наверное, стоит упомянуть.
В СССР в 1972 году приезжал президент США Ричард Никсон с супругой.
И мы во Дворце её принимали.
У меня был хор «Колокольчик» — маленькие очаровательные детки. На эту встречу я оделась в русском стиле, мы пели русские песни. После визита супругу Никсона спросили, что ей больше всего понравилось во Дворце пионеров. И среди похвал нашему хору, голосам наших детей она отметила мой костюм: «Это так по-русски, это потрясающе».
О Владимире Сергеевиче Локтеве
Его улыбка, задор, энергия обволакивали весь окружающий мир вокруг себя. Каждый, кто сталкивался с Локтевым или его творчеством, чувствовал, что всё теперь может, что у него всё получится и он на всё способен. Он руководил ансамблем 25 лет и прожил всего 56 лет. Ему удалось создать такую атмосферу, которая стала нашим уникальным наследством. Музыка Локтева современна по сей день. Так определяется гениальность человека — когда его творчество актуально всегда, и в горе, и в радости. Песни Локтева жизнеутверждающие, победоносные.
Это редчайший дар человека, который не только при жизни одарил нас, его энергии хватило на следующие поколения — она действительно передается все новым и новым «локтевцам».
Ребята попадают в хоровой класс или в оркестр и дружат всю жизнь. У нас огромное количество браков. Множество детей, у которых в ансамбле занимались родители, бабушки, дедушки. Моя ученица Анна Аверьяненко, нынешний главный хормейстер ансамбля, защищала в Гнесинском институте диплом по Локтеву и смогла экзаменационную комиссию заразить нашим локтевским воодушевлением. Защитилась прекрасно!
Секрет уникальности локтевской школы — в ансамблевости. Когда эмоционально работает всё в комплексе: хор, оркестр, хореография, такой синтез пробивает все стены, все языковые барьеры.
О Леониде Михайловиче Фрадкине
В обычной жизни Леонид Михайлович, наш художественный руководитель ансамбля с 2012 года, может казаться строгим и требовательным. Но если случается беда, тяжелая жизненная ситуация, он помогает максимально. Он чрезвычайно поддержал меня, когда тяжело заболела моя дочь.
Он поддержал создание камерного хора для ребят от 8 до 18 лет, которым руководит моя коллега Татьяна Владимировна Матулова, поддержал создание хора выпускников «Наследие», которым руководят мои выпускницы из «Колокольчика» и Хосе Петрович де Филипе. При Леониде Михайловиче Фрадкине ансамбль крепко стоит на ногах и развивает свою популярность на новом витке.
Нам любые дороги дороги
Мы очень много ездили, объехали с Ансамблем Локтева весь мир.
В Голландии на гастролях в 1976 году перед нашими концертами выпустили брошюры, где было написано, что в коллективе поют дети секретарей обкомов, но всё равно мы смогли пробить зрительское недоверие и предрассудки. Голландцы в конце вскакивали, забывали свои установки, хлопали, орали как сумасшедшие. Ансамбль даёт эмоцию, которая может поднять массы.
В Неаполе пели в университете. Ещё в кулисах перед концертом стоял ужасный шум и гам. Открывается занавес, стою и молчу. Нельзя начать в таком шуме. Улыбаюсь, поклонилась, жду тишину. Попросила зал через переводчика вести себя потише. Тишина наступила. Поём. Тишина. Ректор выходит и говорит: я впервые за годы работы в университете услышал тишину. И мы спели так, что нас едва отпустили. Потому что мы всегда в дороге выучивали тексты на языке и с нужным акцентом. Так, в Неаполе мы спели гимн Неаполя «Санта Лючия» с неаполитанским акцентом. Это наша обычная практика — учить материал быстро и профессионально.
В Алжире на фестивале молодёжи и студентов 1986 года принимали участие в параде 28 стран. Мы выучили гимн Алжира на алжирском языке, — к нам во Дворец до того приезжала алжирская делегация и мы гимн уже, в общем знали. У нас был с собой баян. И вот проходят делегации одна за другой, объявляют Советский Союз. Мы под баян исполняем гимн Алжира, хотя до нас делегации просто молча проходили.
После нашего музыкального шествия посол СССР в Алжире носил меня на руках, потому что за столько лет своей работы он не мог решить вопросы, которые решил благодаря нам. Оказалось: готовилась провокация. Ведущий на арабском объявил: а сейчас делегация СССР споёт гимн Алжира. А мы, не зная этого, действительно его спели. И чудом отстояли честь страны.
В Японии был потрясающий успех, залы переполнены. В Осаке невозможно было дышать в зале от количества людей. И был в нашей команде один европеец, хорошо говорил по-русски, от японской стороны, но не из посольства. Нам же много помощи нужно, и переезды, и настройка роялей. И в последнюю ночь он появляется: я приехал попрощаться с вашими мальчиками, они такие хорошие, привез им сувениры. Мне это не понравилось. Оказалось, он хотел напоить мальчишек саке. Мы с педагогами поймали его с поличным, когда он разливал алкоголь. Мы сумели это предотвратить. Я сложила бутылки в огромный мешок, лично положила в контейнер и проследила, что уборщик его гарантированно увёз.
Главный хормейстер
С 1980 по 2016 год я работала главным хормейстером Ансамбля имени Локтева. Это 24 часа в сутки счастья и тревог. Все эти годы со мной работала пианистка Ольга Ивановна Митрофанова, я хочу высказать ей особенную тёплую благодарность.
После десяти лет работы в «Колокольчике» и «Пионере» директор Дворца Ольга Игоревна Грекова вызвала к себе в кабинет художественного руководителя ансамбля Алексея Сергеевича Ильина и меня. Грекова говорит: «Знаете, Алексей, я вас вызвала, потому что у вас в старшем хоре каждый год новые хормейстеры. Вот у вас есть Анна Алексеевна, пусть она переходит в «Юность». Мне было 37 лет. Возраст подходящий, чтобы что-то менять в профессии. Я робко говорю: «Ольга Игоревна, ведь это мужская должность». А она плечи так раздвинула: «Вы хотите сказать, что я мужчина? Я же тоже руководитель! Это не обсуждается». И я не обсуждала, была привычная к большой работе: с хором «Пионер» мы давали до 100 концертов в год. 150 детей хора делили пополам: утром один концерт, вечером другой.
Итак, в 37 лет мне поручили старший хор. Огромный репертуар, ансамбль должен работать как творческий коллектив. До прихода в «Юность» у меня было 4 рабочих дня. В «Юности» я перестала брать выходные. Через два года хор «Юность» работал ответственно и получил хорошую оценку.
Я говорю нашим воспитанникам: мы не учителя и педагоги, а вы не ученики. Мы все артисты в лучшем смысле этого слова. Мы должны доставить людям радость. Испытать радость от нашего с ними общения. Мы делаем с вами одно дело. Я рассказываю вам о том, что знаю я, и я учусь у вас, детей, тоже очень многому. У меня такой девиз — всё, что вы делаете хорошо, это ваша заслуга. Всё, что делаете плохо, этой мой просчёт.
Идея патриотического воспитания в ансамбле всегда была важна. У нас в репертуаре есть «Военная сюита», «Поклонимся великим тем годам» и многое другое. Торжественная линейка, которую мы проводили много лет подряд в мае у Могилы Неизвестного Солдата, была очень важным мероприятием. Мы пели вживую, ставили микрофоны, хотя на улице по микрофонам полощет ветер. Я всегда говорила: это наше святое дело, мы как солдаты должны спеть, как на бой. Мы должны выиграть и донести линейке всю ту ответственность, которая была в Победе. Весь дворец стоял перед Могилой Неизвестного Солдата. Родители писали потом, как они счастливы, что их ребёнок хотя бы раз в такой линейке участвовал. На этом мероприятии возникают такие чувства, которые родитель по определению дать не может. Когда мы поём «Соловьи» или песню из фильма «Офицеры», «Майский вальс» или «Маки», у детей от светлых и строгих чувств, бывает, проступают слёзы. Мы пели в Брестской крепости «Военную сюиту», зал замер и все молча плакали. Когда ты с детьми учишь такой репертуар, они не могут баловаться.
Ансамбль сегодня
Я горжусь, что в 1991 году мне присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. Мы выдержали перестройку, 30 лет существования другого государства. Ансамбль — это осколок от советской власти. Позицию свою мы не поменяли. Были времена, когда меня раздирали на части: надо петь церковную музыку. Для этого надо иметь другое мировоззрение. Я пою Рахманинова, он писал «Всенощную», но «Весенние воды» ничем не хуже, чем «Всенощная». Я пропагандирую общечеловеческие ценности, но не готова петь с детьми то, что поют в храме. У нас есть в репертуаре Бортнянский, есть Васильев — «Многая лета». Но не более того. У меня нет церковного мировоззрения.
Камерный хор активно помогает в проведении многих локальных мероприятий. Недавно выступали в детской филармонии, в госпитале Министерства обороны в Архангельском. В госпиталях, домах престарелых выступления проходят всегда особенно. Такие мероприятия нужны не только раненым и пожилым людям, они нужны детям. К ним ребята по-другому готовятся, ведут себя по-другому, не позволяют себе многого баловства. Они собраны, понимают ответственность момента и его значение.
Мы сотрудничаем со школой «Борец», открытой при школе «Самбо-70». Школу «Борец» открыл Игорь Куринной, олимпийский чемпион, международный мастер спорта, член Союза писателей. Он пишет музыку как бард, и мы её исполняем.
В конце 2022 года выпускники устроили мне в Доме Булгакова юбилейный вечер, он прошёл замечательно. У всех наших ребят локтевская энергия, они её даже приумножили. Марина Савичева, Ольга Минасян собрали в «зуме» тех, кто теперь живёт не в Москве, вывели на экран, и все поколения выпускников что-то подготовили. Среди прочего замечательного подготовили общее исполнение песни «Прекрасное далёко» Евгения Крылатова. Этот выдающийся композитор написал эту песню не к фильму «Гостья из будущего», а к 50-летнему юбилею «Пионерской правды».
Первое исполнение песни состоялось во Дворце, в Большом концертном зале, «Пионерская правда» отмечала свой юбилей у нас. Крылатов на рояле сам аккомпанировал хору Ансамбля Локтева.
С точки зрения музыкальной педагогики это песня-учебник, по которому надо учить детей петь. Её написал великий мастер. Там сложный размер, бесконечные триоли, паузы, трудное в исполнении гармоническое развитие. Я думала сначала, что мы не справимся. Именно тогда, чтобы спеть это произведение к юбилею, я особенно выложилась и создала методический экзерсис для освоения гармонии и сольфеджио. В стандартной хоровой программе ансамбля нет преподавания классического сольфеджио, мы не музыкальная школа, у нас преподавание сольфеджио построено скорее на эмоциональной практике. Таким образом, Савичева и Минасян собрали пять солистов разных лет, и все пели по кусочку. Получилось изумительно. Я была очень тронута.
Я рада, что энергия добра Владимира Сергеевича Локтева распространяется дальше. Большой детский хор имени Виктора Сергеевича Попова, коллектив «Домисолька», ансамбль «Соловушка» возникли благодаря Ансамблю имени Локтева. И это тоже продолжение идей Владимира Сергеевича Локтева на новом витке. А мы — мы выступаем. Когда мы выходим на сцену, это наше совместное творчество, с детьми и нашими зрителями. Мы можем своим творчеством сделать жизнь созидательнее.